Пенсионерка всю жизнь ищет могилу своего дяди, погибшего в первые дни Великой Отечественной войны

Всю жизнь пенсионерка Валентина Белоусова ищет могилу своего дяди, погибшего в первые дни войны 1941 года. Женщина уверена, что солдата похоронили где-то на территории воинской части на Фолюше. Именно там, где сейчас спецбатальон ведет раскопки.

Повоевать не успел

Семья Валентины Белоусовой родом из Гомельской области. Иван был вторым по старшинству и работал сельским учителем. В 1941 году его призвали в Красную армию и отправили служить на Фолюш в Гродно. Там солдат встретил войну.

— Дядя толком и повоевать не успел, — сокрушается женщина. — Он заступил в наряд по столовой и погиб от бомбы, которую сбросили немецкие бомбардировщики.

Семья Белоусовых получила похоронку, но где находится могила красноармейца, до сих пор не знают. Предполагают, что хоронили погибшего на территории части. В память о солдате остались два письма и фотокарточка, которую Иван успел отправить родным за несколько месяцев до начала Великой Отечественной, в марте 1941 года.

Фолюш нужно исследовать

Валентина Александровна знает, что на Фолюше возобновили поисковые работы. Она надеется, что когда-нибудь найдут, где покоится ее дядя, а все племянницы обязательно приедут в Гродно, чтобы перезахоронить останки Ивана Белоусова рядом с могилой тети на старом кладбище на улице Антонова. Валентине Александровне остается только ждать.

— А вдруг найдут?.. — верит женщина.

Историк Дмитрий Лютик рассказал, что в 1941 году на Фолюше дислоцировались 56-я и 85-я стрелковые дивизии, которые держали оборону на берегу Лососянки. Он не исключает, что погибших солдат хоронили на территории воинской части, возможно, даже рядом с казармами. Но чтобы обнаружить захоронения, необходимо полное исследование этих мест, которое пока не проводили.

Уцелевший медальон — большая удача

Территория воинской части входила в состав Шталага, где до осени 1942 года содержались мирные жители и пленные красноармейцы. По оценкам историков, на площади нынешней части захоронено около 20 тысяч человек. Найти среди них погибшего солдата очень сложно. Главное, чтобы при нем был медальон. Эксгумацию останков уже несколько лет проводят военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона. Пока практически все находки — узники лагеря. Извлекать останки солдаты будут до конца октября нынешнего года. Затем наступит перерыв на зиму, а возобновятся поисковые работы в апреле.

Командир 1-й специализированной поисковой роты 52-го отдельного специализированного поискового батальона майор Павел Гапецкий рассказал, что за время раскопок уже извлечены останки 600 человек, среди которых обнаружили лишь двенадцать медальонов.

— Мы часто находим останки с порванной формой. К тому же не все красноармейцы во время службы носили при себе медальоны, а многие и вовсе не заполняли бумажку, — говорит Павел Гапецкий.

— Это хрупкая вещь, расшифровать содержание которой очень трудно.

Найденные документы, вещи или медальоны поисковики передают в Минск, где над расшифровкой и установлением личности погибшего работают специалисты. Параллельно информацию о красноармейцах запрашивают в военном архиве в Подольске. После всех процедур останки передают родственникам. Тех, кто был найден без документов, перезахоранивают в братских могилах на кладбище в Аульсе.