Не даем — но просят. Бизнесмены рассказали, кто берет взятки и как победить коррупцию

Инициаторами коррупции чаще становятся госслужащие. А самыми коррумпированными оказались сферы промышленности и строительства. Об этом говорят результаты опроса представителей малых и средних предприятий (МСП), проведенного в мае, который анализировали сотрудники исследовательского центра ИПМ. Вот некоторые выводы.

Не взяткой единой

На основании полученных данных удалось выяснить, какое из явлений вносит наиболее существенный вклад в коррупцию в целом. Оказалось, что это именно теневой оборот, а не взятки и откаты.

Где спряталась коррупция?

О фактах коррупции чаще заявляли малые и средние предприятия, работавшие в сферах промышленности и строительства (половина опрошенных). Почти так же часто о ней говорили и фирмы из отраслей транспорта и связи, а также компании, которые связаны с финансовой деятельностью и операциями с недвижимым имуществом.

Такая ситуация наблюдалась при анализе частоты взяток. А о теневом обороте и откатах при заключении сделок чаще всего высказывались представители тех же сфер, за исключением транспорта и связи.

Чем злоупотребляем?

Чаще всего злоупотребления, по мнению представителей МСП, встречаются при получении госзаказов и проведении тендеров, получении разрешений в местных органах власти, а также при прохождении санитарного контроля. В этих вариантах реже всего говорили об отсутствии коррупции. При этом более четверти респондентов указали на ее очень частые случаи при получении госзаказов и проведении тендеров. Наименее коррупционными сферами уже несколько лет подряд остаются уплата налогов и регулирование цен.

Как указывается в исследовании, такие результаты в какой-то мере присутствуют в сферах, где предприниматели ощущают неравные условия ведения бизнеса по сравнению с государственным сектором. Это отношение контролирующих органов, арендные ставки и получение разрешений и лицензий. Говоря проще, неконкурентная среда способствует появлению коррупционных ситуаций. Интересно, что в такой сфере, как госзакупки, предприниматели отметили равные условия конкуренции с государственными компаниями.

Вопросы санитарного надзора и гигиенической сертификации, а также получение различных разрешений в местных органах власти стали самыми коррупционными для МСП в сфере промышленности. А получение таких разрешений, госзаказов и победа в тендерах — для сфер строительства, торговли и ремонта, гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта и связи.

«Особо можно отметить получение разрешений в местных органах власти для строительства, где средние оценки коррупционности были самыми высокими в опросе», — говорится в исследовании.

Как коррупция влияет на цены?

Более половины опрошенных указали, что возникновение коррупционных ситуаций не оказывает влияния на цену конечного продукта. Лишь 5 % признались, что она привела к существенному росту цены. Примечательно, что сильнее всего удорожание итогового продукта почувствовали представители МСП, работавшие в промышленности. Выше среднего этот показатель был в сферах сельского, лесного хозяйства, рыболовства, сфере транспорта и связи.

В чем причина?

В топ-5 вошли:

1. Корыстолюбие госслужащих.

2. Терпимость общества к коррупции.

3. Недостаточно эффективная работа органов по борьбе с коррупцией.

4. Недостаточный контроль над доходами и имуществом госслужащих и членами их семей.

5. Недостаточный контроль над служебной деятельностью госслужащих.

Интересно, что наименее значимой причиной была названа низкая зарплата госслужащих.

Четверть опрошенных уверена, что единственная инициатива при совершении коррупции исходит от чиновников, 7,9 % — что от представителей бизнеса. Почти 40 % затруднились ответить на этот вопрос. Остальные считают, что инициаторами выступают обе стороны. МСП из сельского, лесного хозяйства и рыболовства чаще указывали на госслужащих как на источник коррупции (75 %) и ни разу — на себя.

Как бороться и победить?

Наиболее действенным инструментом, направленным на предупреждение и борьбу с коррупцией, респонденты (более трети опрошенных) назвали ужесточение уголовного наказания за такие преступления. Многие были уверены, что необходимо повышать требования при отборе на госслужбу. При этом чаще сомневались, что решить проблему взяток поможет установление высокой зарплаты госслужащим.

Тем не менее исследователи уточняют: мировая практика показывает, что одним лишь ужесточением уголовного наказания и усилением контроля за чиновниками проблему коррупции решить будет сложно.

Интересно знать

В международном рейтинге, оценивающем коррупциогенность (восприимчивость к коррупции, — прим. «ВГ») государственной среды в 177 странах мира, Беларусь занимает одно из самых лучших мест среди стран постсоветского пространства. В 2012–2014 годах она была на 123, 123 и 119 местах соответственно. При этом обошла Россию (133, 127 и 136 места) и Украину (144, 144 и 142 места). Абсолютно все эти страны отстают от Прибалтики. Так, Эстония в последние два года входит в топ-30 рейтинга.