В Беларуси принят Закон «Об альтернативной службе»
В соответствии с Законом альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Беларуси взамен воинской службы. Закон начнет действовать с 1 июля 2016 года, сообщает Ежедневник.
Согласно документу, на альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы. На альтернативную службу не направляются граждане, освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу, службу в резерве либо имеющие право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве.
Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей, кроме того, такие граждане могут привлекаться к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сообщает Национальный правовой портал.
Законом предусмотрен следующий порядок замены воинской службы на альтернативную.
Гражданин, подлежащий призыву на срочную военную службу, службу в резерве, при наличии у него оснований, не позволяющих проходить воинскую службу, не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве может обратиться с соответствующим письменным заявлением в призывную комиссию по месту жительства.
Заявление гражданина подлежит рассмотрению на заседании призывной комиссии в его присутствии. Кроме того, на такое заседание могут быть приглашены представители религиозных и иных организаций, другие граждане, которые могут дать пояснения по существу заявления.
Призывная комиссия принимает решение о замене воинской службы на альтернативную службу, если представленные гражданином материалы и устная информация, а также документы и информация, полученные призывной комиссией самостоятельно, подтверждают наличие оснований, препятствующих прохождению воинской службы.
Законом установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых может быть принято решение об отказе в замене воинской службы на альтернативную службу, которое гражданин вправе обжаловать в областную (Минскую городскую) призывную комиссию или в суд.
В случае принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу военный комиссариат в установленный Законом срок выдает гражданину направление в орган по труду, занятости и социальной защите по месту его жительства и в тот же срок письменно информирует об этом Министерство труда и социальной защиты, орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина.
В свою очередь, Министерство труда и социальной защиты определяет организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы и письменно информирует о принятом решении органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина и месту нахождения этой организации.
Устанавливаются следующие сроки альтернативной службы для граждан:
- не имеющих высшего образования, – 36 месяцев;
- имеющих высшее образование, – 24 месяца.
Законом предусмотрен ряд ограничений для граждан, проходящих альтернативную службу. Так, они не вправе:
- принимать участие в забастовках;
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой);
- осуществлять предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем гражданам, проходящим альтернативную службу, за счет средств республиканского бюджета выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала. При этом размер установленного денежного содержания повышается:
- на 20% бюджета прожиточного минимума – с 13-го месяца альтернативной службы;
- на 40% бюджета прожиточного минимума – с 25-го месяца альтернативной службы.
Предусмотрено, что граждане подлежат увольнению с альтернативной службы:
- по истечении срока альтернативной службы;
- по болезни (в случае признания негодными к военной службе в мирное время);
- в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении им наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни.
Кроме того, Законом определены обстоятельства, при возникновении которых граждане, проходящие альтернативную службу, имеют право на досрочное увольнение с альтернативной службы.
Законом также урегулированы следующие вопросы прохождения гражданами альтернативной службы: время исполнения обязанностей альтернативной службы, порядок предоставления отпусков гражданам, проходящим такую службу, порядок привлечения к ответственности граждан, проходящих альтернативную службу, зачисление указанной категории граждан в запас, а также вопросы, связанные с их социальными правами и гарантиями.