Чудо из практики гродненских нейрохирургов: женщине удалили опухоль ствола мозга, а через два года она родила ребенка

Четыре года назад 39-летнюю Галину из Пинска муж буквально принес на руках в гродненскую больницу. Посмотрев снимки, врачи констатировали тяжелое заболевание: опухоль ствола мозга. Гарантий на жизнь никто не давал. Сложная операция требовала ювелирной точности, но гродненские нейрохирурги рискнули…

«Галина, это ваша внучка?» — спросил врач, который тогда взял смелость прооперировать женщину. «Нет, это моя дочка», — сказала она. На фото (слева направо) нейрохирурги, которые проводили операцию: Олег Демещик, анестезиолог Андрей Неделько, Александр Лебейко и счастливая пациентка с дочкой.

Спустя некоторое время женщина приехала на повторное обследование с ребенком. «Галина, это ваша внучка?» — спросил врач Александр Лебейко, который тогда взял смелость прооперировать женщину. «Нет, это моя дочка», — сказала она.

Нейрохирург — как сапер: не имеет права на ошибку

Галина жила с болезнью больше двух лет и до поры не догадывалась о страшном диагнозе. За несколько дней до госпитализации она уже не могла передвигаться, ела маленькой ложечкой.

— Каждый раз врач встает перед выбором: частично оставить опухоль или удалить ее полностью. При первом варианте снижается риск смерти, но в то же время опухоль продолжает расти дальше. Если удалить полностью, можно избавиться от болезни навсегда, но в этом случае хирург, как сапер, не имеет права на ошибку, — объясняет ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии Гродненского медицинского университета врач-нейрохирург Александр Лебейко.

Мозг — самая загадочная часть нашего тела, а сам ствол мозга по ценности можно сравнить с сердцем. Именно там сосредоточены важные функции организма. Хирургу приходится работать с миниатюрными элементами, малоразличимыми человеческим глазом.

Заденешь сосуд ствола мозга диаметром менее миллиметра — мгновенный отек, и пациент умирает.

Опухоль у пациентки была большая — размером с крупную сливу. Хирурги взяли на себя смелость удалить новообразование полностью. В нейрохирургическом отделении больницы скорой помощи оперировали больше четырех часов. Но даже спустя три-четыре дня врачи не давали никаких прогнозов. Уже через полтора месяца женщину выписали из стационара.

«Я всю беременность летала»

То, что операция прошла успешно, — уже чудо. Но двойное чудо, что Галина после тяжелого диагноза смогла забеременеть и выносить малыша. Для нее это третий ребенок — у женщины уже есть взрослые дочка и сын.

— Я всю беременность летала, — не скрывает эмоций женщина. Младшая дочка — настоящий подарок.

Галина живет полноценной жизнью — готовит, убирает, нянчится с маленькой дочуркой. Признается, что сразу после рождения крохи приходилось не спать по ночам. Для женщины, пусть и пережившей сложную операцию, такие хлопоты только в радость.

— Настюша у нас балованный ребенок, но иначе не могу, — с любовью говорит о малышке мама.

О былой болезни напоминает лишь то, что женщина немного шепелявит — врачи говорят, что это минимально возможные последствия операции. Недавно Галина снова приехала в Гродно, чтобы сделать контрольные снимки. Повторного роста опухоли нет, поэтому пациентку сняли с длительного наблюдения.

В США операции стоят до 200 тысяч долларов

В нейрохирургическом отделении Гродненской больницы скорой помощи операции по удалению опухоли ствола проводят на протяжении пятнадцати лет. Первую когда-то сделали 18-летнему пациенту, которого невозможно было транспортировать в минский стационар. Ежегодно врачи выполняют около тысячи сложных нейрохирургических вмешательств, в том числе хирургическое лечение опухолей головного и спинного мозга, грыж межпозвоночных дисков, черепно-мозговых травм. В отделении имеется необходимое оборудование — к примеру, нейрохирургический микроскоп, который позволяет четко визуализировать тонкие структуры головного мозга и увеличить изображение до 32 раз.

— Оборудование позволяет через маленький «надрез» в коре мозга удалить опухоль больших размеров, — подчеркивает Александр Лебейко.

Операции длятся по 4–8 часов, хирургические бригады не меняются до их завершения. Такие операции дорогостоящи — в США стоимость достигает 200 тысяч долларов, но для белорусских пациентов они бесплатны.

Как отметил начальник управления здравоохранения облисполкома Андрей Стрижак, на следующий год планируется закупка нейрохирургического оборудования — нейроэндоскопа и навигационной системы.