Директор «Химволокно»: Нельзя позвонить в правительство и сказать, что у нас проблемы
Как выживает крупное химическое предприятие в сложные времена, почему уволили тысячу работников и что в скором времени изменится на производстве, «Вечёрке» рассказал директор ПТК «Химволокно» ОАО «Гродно Азот» Виталий Рудзинскас.
Льгот и субсидий не ждут
В 2011 году ОАО «Гродно Химволокно» вошло в состав ОАО «Гродно Азот». Тогда правительство и концерн «Белнефтехим» решили, что если инвестор купит акции «Азота», «Химволокно» не останется не у дел — у предприятия всегда будет обеспечен стабильный поставщик сырья. Чтобы не стать якорем для объединенного предприятия, в прошлом году здесь закончили модернизацию, которая началась в 2011 году. Сейчас это практически новый завод.
— На мировом рынке для всех условия одинаковые. В Азии и Европе у нас нет клиентов, которые покупают, потому что мы их родня. Нельзя позвонить в правительство и сказать: у нас проблемы, помогите, — говорит директор ПТК «Химволокно» Виталий Рудзинскас. — В первую очередь необходимо рассчитывать на себя, исходя их наших возможностей. Нельзя надеяться, что кто-то за нас решит наши проблемы, даст субсидии или льготы. Сейчас главная задача — достичь максимальной загрузки оборудования, продавать продукцию в полном объеме и обеспечить работу предприятия в режиме максимальной экономии.
Индия заменит «Белшину»?
После модернизации продукция «Химволокно» стала конкурентноспособной, что позволило, к примеру, вернуться на рынок Индии после отмены там антидемпинговых пошлин.
— Сейчас индийские производители шин уже тестируют первые партии продукции, — говорит Виталий Рудзинскас. — Из-за снижения спроса на 30–40 % на белорусском рынке экспорт стал хорошей альтернативой, который помогает предприятию выжить в сложные время.
Из-за кризиса основные клиенты предприятия — ОАО «Белшина» и ОАО «Витебские ковры» — значительно снизили заказы и платят нерегулярно. За первый квартал 2015 года ОАО «Белшина» купила продукции значительно меньше, чем в прошлом году.
Добавили проблем со сбытом и российские производители шин. После того, как в 2012 году Россия открыла рынки для азиатских продавцов «резины», покупать сырье для производства шин у «Химволокно» стало нецелесообразным. Кроме того, из-за падения цен на нефть полиамидная продукция подешевела на 30 %. Значительно снизилось в Российской Федерации производство автомобилей.
Два цеха объединили в один
Чтобы снизить финансовую нагрузку, отдельные подразделения, не завязанные на прямую с производством, вывели на аутсорсинг. Теперь это рентабельные предприятия. Снижение спроса на продукцию стало основной причиной, по которой в начале 2015 года два цеха кордной ткани объединили в один, а штат оптимизировали. Кроме того, в январе 2015 года на две недели служащих перевели на 4-дневную рабочую неделю. Таким образом, с 2013 года число работников «Химволокно» уменьшилось почти на 1100 человек (с 3687 до 2573).
— Благодаря объединению с «Гродно Азот» появилось больше маневров — людей не понадобилось отправлять на улицу. Тех, кого сократили, сами этого захотели, и они при увольнении получили внушительные выплаты (до 8 среднемесячных зарплат). Кто остался, перешли в другие цеха или на предприятия, которые отсоединились по аутсорсингу, с перспективой вернуться назад на высвобождающиеся должности, — подчеркнул Виталий Рудзинскас.
После оптимизации численности персонала финансовое состояние ПТК «Химволокно» улучшилось. Это позволило сохранить и довольно высокий для города уровень зарплат. Сейчас в среднем рабочий предприятия получает 7–8 млн рублей, а служащий — 10–11 млн рублей.
Санаторий «заморозили» на год
Чтобы не вымывать денежные средства и больше направлять их на производственные цели, ПТК «Химволокно» на год законсервировал работы по реконструкции санатория на улице Томина. Сейчас там работает только бассейн, на ремонт которого ушло 9,5 млрд рублей. Планируется, что в этом году здесь дополнительно будут оказывать оздоровительные услуги на платной основе.
Стало ли бременем «Химволокно» для «Гродно Азота» после объединения?
— Такой вопрос для себя мы никогда не ставили. Это связано с тем, что свою продукцию мы продаем не на «Гродно Азот», а финансовое положение как раз определяют покупатели. Основной продукт из нашего сырья (кордной ткани) производят в автомобильной промышленности. Именно она для нас самая чувствительная, — пояснил директор ПТК «Химволокно» Виталий Рудзинскас.
Справка «ВГ»
Сегодня продукция ПТК «Химволокно» отгружается в 33 страны. В 2014 году освоены рынки в Корее, Вьетнаме, Индонезии, Монголии, в 2015 году — Чехии, Германии, Перу, Молдове. В 2014 этом году доля белорусских покупателей «Химволокно» в общей структуре экспорта сократилась. Если в 1 квартале 2014 года за рубеж отгружалось около 73 % продукции, то за тот же период 2015 года — 84 %. Объем экспорта увеличился на 4,3 % и в 2014 году составил 210 млн долларов. После вступления в структуру ОАО «Гродно Азот» ПТК «Химволокно» приносит около трети торговой выручки предприятия.