Чиновники «разгладили» берега на бумаге. А на деле меловые карьеры остаются опасными и доступными
К началу купального сезона вблизи Гродно остаются доступными для отдыха четыре опасных меловых карьера с отвесными берегами и большой глубиной. Это так называемые Синька, Зеленка и два водоема около деревни Пышки. Сюда может добраться на общественном транспорте любой школьник. И единственное, что может остановить отдыхающих, — предупреждающие знаки «Технический водоем. Купание запрещено. Штраф до 3 базовых величин».
Об опасности гродненских карьеров заговорили всерьез прошлым летом, когда в одном из них утонула 12-летняя школьница. Писала об этом и «Вечёрка».
Опасны глубина и зыбкие берега
Открытый карьер около деревни Пышки, в котором утонула Виолетта Абрамович, после происшествия по периметру окопали рвом. Сейчас он напоминает неглубокую канавку, которую легко может перепрыгнуть даже ребенок, в некоторых местах уже заметны протоптанные тропинки. Берега — отвесные, ограждений нет даже со стороны деревни.
Местные жители рассказали, что после громкого случая поток горожан на карьеры не прекратился. В выходные в Пышки приезжает по 50 автомобилей.
— Никого не пугают глубокий водоем. Некоторые даже прыгают вниз с обрывов, — рассказывает жительница деревни Пышки Татьяна. — Мы с мужем и детьми тоже ходили купаться на карьеры.
— Карьеры опасны не только неровным дном, глубинами до 40 метров и обрывистыми склонами. Берега тоже неустойчивы — в любой момент может произойти оползень, а пропитанный влагой мел буквально засасывает человека, — объяснил и. о. начальника управления по геологии Минприроды Василий Колб.
Его слова подтверждают жители деревни, которые видели это на одном из водоемов.
На Синьке и Зеленке в Гродно можно найти несколько безопасных спусков к воде, однако берега в основном крутые и высокие — кружится голова. Но каждый год здесь полно отдыхающих. Уже сегодня под вертикальными песчаными стенами сидят рыбаки, а у берега видны свежие кострища.
На рекультивацию не хватило земли
На этих карьерах когда-то добывали мел для Гродненского КСМ. Затем предприятие передало два карьера около деревни Пышки на баланс Гродненского лесхоза, а Синька и Зеленка с 2008 года стали землями запаса горисполкома.
По правилам промышленной безопасности, после разработки месторождений открытым способом они должны быть рекультивированы, то есть иметь безопасные подступы к воде и ровно выположенное дно. Только в таком виде их можно передать на баланс исполкомов.
Нам удалось выяснить, что по проекту рекультивации берега и дно всех четырех отработанных карьеров под Гродно должны были сделать пологими до угла наклона от 30 до 50 градусов с террасами.
— Сегодня на деле мы имеем угол 70–85. Это касается Синьки, Зеленки и карьеров в Пышках. Может, после выработки только четверть берегов выположены, — говорит госинспектор отдела надзора Гродненского областного управления «Госпромнадзор» Александр Гончаров.
Как оказалось, по документам карьеры приведены в безопасное состояние. А на самом деле они были переданы в исходном виде. В декабре прошлого года это несоответствие нашла прокуратура области.
— Предписания вынесли райисполкому и облисполкому. Задача сделать берега карьеров пологими до сих пор не решена, — рассказал старший помощник прокуратура Гродненской области Вячеслав Игнатик.
Однако непонятно, как получилось, что Гродненский КСМ на деле не выполнил своих обязательств?
— По документам часть земли при разработке месторождения отводится специально на выполаживание берегов. Однако когда Гродненский КСМ собирался заняться рекультивацией карьеров, власти, возможно, просто не выделили под это землю согласно проекту, — предположил свою версию специалист-горник.
Другой компетентный источник считает, что при разработке месторождения добыча мела могла выйти за границы отведенной для этого земли и захватить территории, которые были оставлены для выполаживания берегов. Таким образом, грунта не хватило, чтобы сделать нужный угол наклона.
Безопасность обеспечит милиция и знаки?
Получается, что вопрос о безопасности отработанных меловых карьеров остается открытым. По документам они выположены, причем факт явного нарушения не скрывают в инстанциях, но при этом и ответственности за водоемы никто на себя не берет. По сути, к проблеме относятся формально: во всех службах разводят руками и говорят, что привести карьеры в должный вид невозможно, так как это стоит больших денег.
Сегодня рекультивация идет только на Синьке. С 2009 года туда свозят грунт, который образуется на городских стройках, рассказал начальник Гродненской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Поляков. Однако процесс идет медленно. Похоже, что нет четкого указания вывозить весь песок со строек в карьер. Так, например, 300 тысяч кубических метров грунта из котлована строящегося торгового центра на пересечении проспекта Клецкова и улицы Янки Купалы были отправлены на другие объекты города.
Остановят ли поток отдыхающих существующие меры — предупреждающие таблички и знаки? Как показывает практика, часто их просто сбрасывают в водоем или на обочины. По словам начальника пресс-службы УВД Гродненского облисполкома Евгения Дудко, в этом сезоне каждый день опасные карьеры начнут патрулировать наряды милиции. К контролю подключат сотрудников ГАИ, они будут эвакуировать машины на запретных для массового отдыха территориях.
Возможно, в ближайшее время будут приняты какие-то меры, кроме профилактических, чтобы опасные места стали недоступны. Сегодня этим вопросом занимается администрация Ленинского района Гродно.
— Через несколько недель мы будем готовы поделиться своими планами, — сообщил первый заместитель главы администрации Геннадий Яскевич.
Абрамович обратился к президенту
Отец погибшей 12-летней Виолетты Игорь Абрамович уже около года пытается привлечь внимание властей к опасным для жизни меловым карьерам. В ноябре 2014 года мы писали о том, что он отправил письмо на имя премьер-министра Михаила Мясниковича. К слову, ответ получил из Минприроды, куда письмо перенаправили, однако результата это не дало.
Мужчина подал заявления в Следственный комитет о возбуждении уголовного дела по факту гибели его несовершеннолетней дочери. В ходе проверки выяснили новые обстоятельства происшествия: Виолетта не сорвалась с обрыва, подойдя к водоему, а зашла в воду и по неосторожности поскользнулась и начала тонуть.
— Я уверен, что моя дочь оступилась и резко ушла под воду. На берегу не нашли босоножек и следов, что к воде спускались, — говорит Игорь Абрамович.
Тем не менее стоит отметить: по обеим версиям Виолетта сделала шаг и ушла под воду с головой — под ногами девочки оказалась 13-метровая глубина, что при правильной рекультивации было бы невозможно.
Сегодня на руках у безутешного отца несколько постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. На прошлой неделе он отправил обращение в Администрацию президента. Его дочь уже не вернуть, однако мужчина готов идти до конца, чтобы водоемы привели в должный вид, хотя бы установив ограждения и обеспечив контроль за территорией, а чиновники, которые приняли карьеры в Пышках, рекультивированные только на бумаге, были привлечены к ответственности.
Как борются с посетителями белорусских Мальдив
«Белорусские Мальдивы» — так прозвали отдыхающие выработанные меловые карьеры ОАО «Красносельскстройматериалы» в Волковысском районе. Туристы туда стекаются со всех уголков страны, и в последнее годы их количество значительно увеличилось. Предприятие старается остановить этот поток.
— Мы перекопали все возможные подъезды к карьерам, раздробили даже асфальтную дорогу. По пути установлены десятки предупреждающих знаков. Организовали специальную рейдовую группу из работников предприятия, которая патрулирует технические водоемы каждый день. В этом году будет привлечена милиция. За деньги завода купили эвакуатор, — рассказывает заместитель гендиректора по идеологической работе ОАО «Красносельскстройматериалы» Геннадий Найдюк.
Каждого посетителя сайта предприятия встречает сообщение об опасности отдыха в карьерах. В апреле был выпущен видеоролик, где сообщают о десяти погибших и голос за кадром спрашивает: хотите стать следующим?
Справка «ВГ»
С 2010 по 2014 год в отработанных меловых карьерах под Гродно утонуло 11 человек, четверо из них — несовершеннолетние, сообщила ведущий специалист Гродненской областной организации ОСВОД Клавдия Степук.