Волшебству можно научиться: как фокусники читали мысли и пронзали ножами людей
Маленькие и большие гродненцы поверили в чудеса на втором международном фестивале фокусников Magic Show, который прошел в концертном зале Центра культуры Гродно в выходные. Оказалось, что за искусством удивлять стоят кропотливый труд и зарплаты от 60 миллионов рублей в месяц.
Желающих погрузиться в атмосферу волшебства собрался полный зал, каждый второй зритель — ребенок. Оно и неудивительно, ведь верить в сказки легче всего в детстве. Однако иллюзионисты творили на сцене такое, что в недоумении пожимал плечами не один взрослый.
Самый молодой участник фестиваля Илья Кохнович представил фокус с исчезновением. Он поместил напарницу в ящик объемом примерно метр в кубе, затем сложил его наполовину. Внутрь вставил полый цилиндр со сквозным отверстием, а по бокам и сверху воткнул ножи. Капель крови на стенках так и не появилось, а девушка вышла из ящика как ни в чем не бывало.
Головоломку потруднее задал один из самых известных белорусских фокусников Василий Трунов. Он пронзил коробку с девушкой множеством штырей, а затем открыл дверцу и показал, что внутри пусто. Вариант с секретом в задней стенке не подходил, поскольку отверстие было сквозное. А затем девушка предстала целой и невредимой.
Артисты не боялись демонстрировать свои умения, вызывая на сцену зрителей из зала. Предположения о подставных помощниках развеивались тем, что ведущий, повернувшись спиной, бросал публике какой-нибудь предмет и просил перекинуть его кому-нибудь еще. Макс Таинственный из Киева, один из известнейших менталистов стран СНГ, так вызвал на сцену девочку лет двенадцати. В воображаемой библиотеке он попросил выбрать книгу, открыть на любой странице и прочитать первое слово. «Лес», — четко сказала маленькая Даша. Это же слово было напечатано на листке в конверте, который стоял на виду у зрителей с начала номера.
Киевлянин Юрий Мончак заставил девушку из зала приподняться в воздухе на полметра. Он же удивил шоу с танцующим платочком, который двигался то ли третьей рукой, то ли какой-то иной невидимой силой. Вопросы пропали, когда из-под платка выпорхнул белый голубь.
Мастера поражали множеством других проделок: доставали из воды сухой порошок, превращали мыльный пузырь в твердый шарик, переодевались в доли секунды, извлекали из пустых ладоней компакт-диски, зонтики, платки и даже целые цветочные клумбы, превращая их в нечто другое, меняя и цвет, мгновенно разбивая целое на осколки, а из осколков собирая целое.
Чародеи охраняют свои секреты: для зрителей фото- и видеосъемка в зале была запрещена, корреспондентам разрешали снимать не ближе чем с середины зала, а за кулисы не пускали не только посторонних, а порой даже и коллег по цеху. В разговоре обходят стороной тему маленьких хитростей. Ведь если тайны мастерства станут известны многим, искусство артиста лишится очарования, что, конечно, скажется и на гонорарах.
В кулуарах иллюзионисты сознаются, что их ремесло не только востребовано, но и хорошо оплачивается. Уважающий себя фокусник зарабатывает минимум 50 тысяч долларов в год (примерно 60 миллионов рублей в месяц), наиболее преуспевающие мастера на территории СНГ получают по 200–300 тысяч долларов. Интересно, что зарабатывают «волнами»: самые прибыльные — лето и зима, а затишье наступает весной и осенью — видимо, из-за сезонных работ и религиозных постов.
— В нашей профессии на первом месте стоит увлечение, а уже потом — бизнес и коммерция, — считает фокусник-престидижитатор Василий Трунов, у которого электротехническое образование.
Между тем этот сценический бизнес не только прибыльный, но и затратный. Существует настоящая индустрия фокусного реквизита. К примеру, «волшебная» колода карт стоит 10–15 долларов. Голубей в России предлагают за 40 долларов за птицу, а в Беларуси можно найти за полмиллиона рублей за пару.
Украинец Макс Таинственный, читающий мысли, рассказал «Вечёрке», как это у него получается. Он утверждает, что магии в его способностях нет.
— Пользуясь знанием психологии, гипноза, нейролингвистического программирования, я могу показывать необычные эксперименты. Этот жанр возник давно. Много лет тренируюсь, изучаю физиологию, психологию. Увлекся еще в школе, пробовал гипноз на своих одноклассниках, а потом решил сделать это своей профессией, — признается Макс.
По образованию он технолог, артист и «дважды продюсер». Утверждает, что никогда не пользуется своими «фокусами» в повседневной жизни или без предупреждения.
— Теоретически могу отключить сознание человека и повлиять на него, как это делают, например, цыгане-мошенники, отнимая кошелек, — интригует собеседник. — Но я никогда этого не применял, мне это неинтересно. Гипнотизирую только с разрешения подопытного. Правда, бывает, что мне верят, только когда сами выйдут на сцену и на себе испытают мои эксперименты.
Макс настаивает, что не обладает сверхъестественным даром и отрицает свою причастность к экстрасенсам: «Влиянию на людей можно научиться усердным трудом».