Белорусы атакуют украинские рынки: репортаж из «шоп-тура» в приграничном Заболотье
Даже если цена на товар отличается на 5 %, брестчанам все равно дешевле закупаться в Заболотье: цена билета на поезд настолько мала, что не играет существенной роли. За проезд в оба конца от центрального железнодорожного вокзала пассажир заплатит меньше 18 тысяч рублей. Теоретически рынок в Заболотье работает каждый день, но действительно базарными считаются вторник и суббота. Большинство белорусов выезжает «на закупы» в выходной. Вторник получил статус «выездного рыночного дня» из-за продавцов из соседних Шацка, Ратно, Ковеля, которые в этот день подтягиваются в Заболотье.
Цена требует жертв
Раннее субботнее утро, шесть часов. Дизель «Брест — Заболотье», соcтоящий из шести вагонов, отходит с пригородного вокзала. За десять минут до отправления первый и второй вагоны забиты битком. Зато уже в третьем без особых проблем можно найти место. Правда, тем, кто садится в поезд на следующих станциях — Брест-Полесский или Брест-Южный, придется стоять. Почему поезд загружается так непропорционально, понять легко: на украинской стороне пункты пограничного контроля расположены в начале и в конце перрона, поэтому люди и стараются занять первые и последние вагоны. Таможенный контроль на украинской стороне практически не проводится.
Раньше в украинском направлении дизели ходили четыре раза в сутки. Их расписание согласовывалось с теми рейсами, которые увозили пассажиров из Заболотья в Ковель. Когда-то это был самый дешевый способ добраться до Черного моря: Брест — Заболотье, Заболотье — Ковель, Ковель — Симферополь… Сегодня количество составов сократили до двух. И оба они отправляются утром. Один — около шести, другой — около восьми часов. Дальше Заболотья белорусы теперь ездят редко. Поэтому поезд работает только на рынок.
Утром никто не нарушает покой пассажиров, так что до Хотислава, где мы проходим белорусский пограничный контроль, можно даже поспать. В Хотиславе начинаются перемещения. Те, кто ехал стоя, выходят, чтобы пограничная служба просканировала им паспорта в специальном помещении. Тех, кто сидит, проверяют в вагоне. Но как только пограничники покидают наш, третий вагон, ситуация сразу же меняется: те, кто сидел, резко встают и направляются к выходу.
— Куда теперь? — спрашиваю интеллигентного вида студента, который едет вместе с мамой.
— Не спрашивайте, просто делайте как все.
После Хотислава до Заболотья поезд идет минут 15–20. Прибыли — и начинается забег на короткие дистанции. Те, кто в этот момент оказывается ближе к выходу из вагона, имеют шанс пройти украинский пограничный контроль в числе первых. Собственно, поэтому пассажиры и ринулись к выходу. У «середняков» вроде меня на преодоление погранзоны уходит примерно полчаса. Последние пассажиры могут ожидать своей очереди около часа. За полчаса люди умудряются поругаться, помириться и обсудить текущие новости.
Поселок для города
Вопрос, где в Заболотье обменник, у бывалых покупателей вызывает легкую ухмылку. «Обменник» начинается сразу за вокзалом. Люди с черными сумками стоят вдоль забора и настоятельно шепчут: рубли, доллары. В этот день гривна снова немного подешевела: за доллар просили 25 гривен, я за 50 тысяч белорусских рублей получила 80 гривен. Один из менял пояснил, что на рынке им ходить не очень-то разрешают. Поэтому мобильный «банк» можно найти на задворках.
Цены на рынке в Заболотье действительно порадуют. Блузы — 250–300 гривен (10–12 долларов), пальто, куртки — 700–1000 (28–40), платья — 400–600 (16–24), джинсы — от 400, юбки — около 300, футболки вообще за 150. Не берусь сказать про качество, но продавцы с гордостью заявляют, что это не Китай, а «как минимум Турция». О производителе детской двусторонней куртки за 400 гривен говорили: Венгрия. Тем, кто рассчитывает менять гардероб каждый сезон, подобный шопинг наверняка придется по вкусу.
Несмотря на то что за последние полтора года украинская гривна подешевела в три раза, цены на рынке здесь по-прежнему обозначают в национальной валюте — маркером на манекенах. В долларах обнаружились цены лишь на свадебные платья — 150–180 условных единиц. При этом в зависимости от действующего курса цены перерисовывают с завидной оперативностью.
Сегодня рынок — единственный способ выжить для большинства жителей Заболотья. От ведущего колхоза, в котором раньше работали заболотчане, сегодня осталась лишь десятая часть. В те времена, когда все мы жили в едином государстве, местные жители каждый день ездили в Брест работать на наших предприятиях-гигантах — БЭМЗе, БЭЛЗе,
«Коврах Бреста». Сейчас в брестских больницах работает несколько десятков санитарок с Волыни.
Председатель местной поселковой рады Василий Прохорович избирается на должность второй сезон подряд.
— Видите, у нас тут все спокойно, — уверяет Василий Прохорович, понимая опасения белорусов. — И ваши граждане активно ездят к нам.
Выгодный рынок влияет и на облик поселка. Рядом с вокзалом всего за два года вырос вполне приличный для небольшого населенного пункта торговый комплекс. На первом этаже магазин, на втором — кафе. Посетители — все наши. А вот цены — самые социальные. Кофе (из пакетика) — 10 гривен, салаты — до 30, картофель фри — 18, маленькая пицца — до 30 гривен.
Долгая дорога домой
Для того чтобы совершить покупки в Заболотье, белорусам отводится от трех до пяти часов. В первом случае можно уехать на том же поезде, на котором приехали. Во втором — на следующем. И здесь тоже нужна определенная сноровка. Для того чтобы получить шанс занять сидячее место, к пункту пограничного контроля нужно приходить самое позднее за час до отправления поезда. Очередь выстраивается здесь часа за полтора. Опасения белорусов не напрасны: в дни ажиотажа в начале марта пара сотен пассажиров не успели пройти украинский пограничный контроль и остались ночевать в Заболотье.
Из Заболотья белорусы везут не только одежду и еду. Линолеум, обои — всем этим забивают проходы в вагонах дизеля. Разница в цене ощутимая. Как рассказала одна из пассажирок, в Бресте она присмотрела виниловые метровые обои за 500 тысяч рублей, а в Заболотье нашла точно такие же в два раза дешевле.
Поезд еще не тронулся, как в нем вновь начались перемещения. С добрый десяток ушлых пассажиров, как оказалось, едут в Заболотье не только для того, чтобы что-то купить для себя, но и чтобы тут же продать.
— Вы забыли купить цветочки, — звонко выкрикнула одна дамочка, зловеще размахивая черными кладбищенскими букетами. Вторая пыталась убедить в том, что нам крайне нужны «семачки» и спички. Определенно в тренде оказались мягкие игрушки и упаковочные пакеты с принтами. Причем если у границы их продавали за 4000 рублей, то к Бресту цена выросла до 4500. В общем, как оказалось, продавать можно все. И это еще одна сторона сверхдешевого шопинга.
Дорога домой по обыкновению занимает меньше времени, чем из дома. Выехав в шесть утра, к 16:00 мы прибываем на вокзал. Трехчасовой шопинг в Заболотье на самом деле отнимает примерно десять часов.
— Курс вырос, и украинцы подняли цены, — констатировали бывалые шопоголики. Впрочем, пока это будет хоть немного выгодно, все равно будут ездить. Такова суть приграничной жизни…