Почему в водоохранной зоне «зашкаливают» тесты на нитраты в воде?

Недавно гродненка Елена купила дом в водоохранной зоне в деревне Ельне Щучинского района. Она думала, что будет слушать пение птиц, дышать свежим воздухом и любоваться закатом. Однако сельский рай оказался не таким безоблачным. Выяснилось, что рядом стоит свиноферма, гремят звуковые пушки, а вокруг неприятно пахнет.

Недавно гродненка Елена купила дом в водоохранной зоне в деревне Ельне Щучинского района. Она думала, что будет слушать пение птиц, дышать свежим воздухом и любоваться закатом. Однако сельский рай оказался не таким безоблачным. Выяснилось, что рядом стоит свиноферма, гремят звуковые пушки, а вокруг неприятно пахнет.

Свинокомплекс в ста метрах от реки

— По документам мой дом расположен на землях водоохраной зоны, а также в зонах санитарной охраны поверхностных и подземных источников. Пройдя вдоль реки Ельни, увидела, что свиноферма находится на охраняемой территории — всего в ста метрах от реки. Круглосуточно здесь стреляют звуковые пушки для отпугивания птиц и диких животных — каждые несколько минут, ночью спать не дают. Возникает вопрос: может ли такое происходить в водоохраной зоне? — говорит Елена.

Сама же Ельня, которая впадает в Неман, около фермы больше напоминает заброшенную канаву, местами заболоченную. Вверх по течению вода прозрачная, а вот ближе к свинокомплексу — частично покрыта пленкой. Недавно в водоеме появилась мертвая тушка бобра.

— Видите, здесь тина. Обычно она появляется, когда в воду попадает органика, — предполагает девушка.

Она не исключает, что в реку могут попадать стоки. Чтобы подтвердить свои опасения, Елена вместе с нами проверила качество воды с помощью тест-полоски, которые бесплатно распространяют экологические товарищества. По словам экоактивистки, наш результат превышал нормы как минимум в десять раз! Допускается 10 миллиграммов нитратов на литр, а мы обнаружили более 100. Елену беспокоит качество воды в колодцах: она сделала замеры в двух из них, и в обоих случаях тест-полоски показали 500 миллиграммов на литр при норме 45–50.

Инспекция: стоки не попадают в водоем

О том, что свинокомплекс находится в водоохранной зоне, в Щучинской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды знают. По законодательству ферма должна быть расположена как минимум в 500 метрах от водоема. Однако Водный кодекс РБ, по которому запрещено размещать фермы на таких территориях, действует с 1998 года, а животноводческое предприятие около деревни Ельни построено в 1970 году.

— Стоки, которые собираются на этой ферме, накапливаются в специальных локальных емкостях. На территории три таких резервуара. Кроме того, почти каждый день жижу из них вывозят за пределы свинокомплекса, поэтому опасные стоки не могут попасть ни в почву, ни в реку в водоохраной зоне, — говорит начальник Щучинской райинспекции Александр Сущевич.

Что же касается некомфортных для животных и людей громких выстрелов звуковой пушки, — они обязательны. По словам главного ветврача Щучинского района Сергея Шершеня, это одна из обязательных мер по недопущению распространения африканской чумы свиней (Постановление Совмина № 758 от 29.08.2013 г.). На территории свинокомплексов устанавливаются звуковые или громовые пушки, которые должны отпугивать диких животных и птиц.

Эксперты проверят воду в лаборатории

На днях обследовать реку Ельню приезжали эксперты из Минска. Они сделали замеры с помощью тест-полосок, которые произведены в Германии и широко используется для проверки качества воды по всей Европе. Однако в Беларуси они не сертифицированы. Результаты экологов были близки к нашим, но пока они не готовы делать конкретные выводы.

— В данный момент стоков мы не обнаружили, вода прозрачная. Скорее всего, животноводческими стоками загрязнены берега и прилегающие территории еще с прошлого года. Нитраты фильтруются свободно в почву вместе с талыми водами. В связи с тем, что с осени до весны нет зеленой растительности, которая поглощает нитраты из почвы, они прямиком попадают в подземные горизонты и впоследствии в реку, поэтому у нас получились такие результаты. Обычно в речной воде содержится 3–5 миллиграммов на литр. Чтобы говорить о чем-то уверенно, надо провести дополнительные исследования, — поясняет координатор проектов по предотвращению загрязнения водных ресурсов и эксперт общественной организации «Центр экологических решений» (Минск) Наталья Поречина.

Проверкой воды из Ельни в лаборатории столичные эксперты займутся в первых числах апреля.

Тем временем

Уже с мая свинокомплексу около деревни Ельни по закону будет разрешено находиться в водоохраной зоне. 21 мая 2015 года вступает в силу новый Водный кодекс, который отменяет запрет на строительство животноводческих ферм и комплексов в границах водоохранных зон. Главное требование — оборудовать на предприятии водонепроницаемые навозохранилища и жиросборники, а также другие сооружения, предотвращающие загрязнение и засорение вод.

Как пояснили в Минприроды, такое решение принято в связи с тем, что запрет на размещение в водоохранных зонах животноводческих ферм и комплексов ставит под угрозу срыва реализацию мероприятий Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011–2015 годы, Республиканской программы по племенному делу в животноводстве на 2011–2015 годы и аналогичных региональных программ на областном и районном уровнях. Законопроект разрешит размещение в водоохранных зонах объектов хранения нефти и нефтепродуктов.