Робот по имени Чаппи

Смуглый юноша с могучим интеллектом отдался корпорации, изобретая для нее полицейских роботов, нетребовательных к зарплате. Их тут же за хороший куш сплавляют муниципалитету Йоханнесбурга, дабы громить криминал. Параллельно юноша случайно изобретает искусственный интеллект и запихивает его в списанного дроида, который даже троице незадачливых гангстеров оказывается интереснее, чем начальнице корпорации, фанатично исповедующей кредо «сиди на попе ровно».

 

Робот по имени Чаппи / Chappie

 

Режиссер — Нил Бломкамп

В ролях: Шарлто Копли, Дев Патель, Хью Джекман, Ниндзя, Йоланди Фиссер, Сигурни Уивер

 

Смуглый юноша с могучим интеллектом отдался корпорации, изобретая для нее полицейских роботов, нетребовательных к зарплате. Их тут же за хороший куш сплавляют муниципалитету Йоханнесбурга, дабы громить криминал. Параллельно юноша случайно изобретает искусственный интеллект и запихивает его в списанного дроида, который даже троице незадачливых гангстеров оказывается интереснее, чем начальнице корпорации, фанатично исповедующей кредо «сиди на попе ровно».

Бломкамп, аниматор из ЮАР, пробавлявшийся короткометражками, переехал в Канаду еще лет 15 назад. Но когда по счастливой случайности пришла пора стребовать долг с самого Питера Джексона, южноафриканец решил снять не просто фантастику, но остросоциальную, не просто в декорациях, но на незадачливой родине. Юг Африки когда-то ассоциировался с алмазами и веселым словом «буры»; теперь это, условно говоря, небоскребы, заселенные отбросами, и отчаянные попытки властей стабилизировать ситуацию в регионе — да уж, в Канаде такого не найти.

Поэтому режиссер поместил именно в такой контекст действие своей первой полнометражки, «Район № 9» — нехитрой истории про заражение и метаморфозу, обрастание человека хитином в слегка кафкианском стиле. Белые, черные, солдаты, бандиты, инопланетяне со жвалами — в этой надстройке над реальностью все были одинаково гадкими. Не самый утешительный итог, но хотя бы не лукавый. Так что «Район» в целом приняли тепло, и теперь Бломкамп, кажется, навеки присосался к жиле: каждый фильм — в ЮАР, каждый рассказ — во славу социальной критики, каждый раз — мясное крошево в финале. По крайней мере, в этот раз на экране есть Чаппи.

Шарлто Копли был обыкновенным предприимчивым малым за тридцать, в его дизайн-студии когда-то работал юный Бломкамп, позже позвавший друга подсобить. После «Района» оказалось, что южноафриканец — и без всякого опыта выдающийся актер, которому очень удаются персонажи на грани срыва. Изобразить стеснительного робота с интеллектом дитяти и вспышками ярости — самое оно, хотя в местечковом прокате от голоса Копли, понятно, ничего не осталось. Но даже в таком урезанном виде этот капризный, боязливый и простодушный набор деталей — самое трогательное и хорошее, что есть в фильме. И многократное deus ex machina в финале ему можно простить.

Труднее спустить остальное: дубового Джекмана в нелепых шортах, чей персонаж из-за завистливой фрустрации чужими руками гробит город; мадам Уивер для галочки — а ведь она мастерски играла в разной фантастике, в том числе в «Чужом», продолжение которого будет ставить Бломкамп; проходной двор для всех и каждого в корпорации, производящей де-факто оружие. Нехорошо получилось и с харизматичными дикарями из карикатурного хип-хоп дуэта Die Antwoord всё той же прописки. Отталкивающей притягательности у этих новичков куда больше, чем у иных лицедеев, но ее почти не использовали, и адекватного развития их криминальные характеры не получают — кроме, может быть, Йоланди, немного развивающей очевидную, но эмоциональную тему материнства, таящегося в любой женщине, даже если это пергидрольно-розовый чертенок с автоматом. А выигрышнее всего смотрится молодой Патель («Миллионер из трущоб»), вызывающий эмпатию взором горящим и трагической судьбой гения.

Проблема режиссера Бломкампа, как видится, пополам в примере учителя и в происхождении. Пылающая местами постколониальная родина, робко, но постоянно грозящая превратиться во вторую Родезию, не дает выходцу оттуда просто заниматься любимым делом — снимать фантастическое рубилово, нет. Лобовые, ломовые, неуёмные констатации социальной и прочей несправедливости каждые пять строчек сценария куда-нибудь да воткнуты. А Питер Джексон — не особенно искушенный, но умный, самоироничный и старательный трудяга, которому всегда везло с эпическим материалом, — не смог или не успел в конце нулевых объяснить своему протеже, что суть не столько в умелой студии спецэффектов, сколько в интонации и цельности. Да и спецэффектов тут — разве только анимация двух типов нарисованных (правда, чрезвычайно хорошо) роботов, а кругом все два часа — серые кварталы: очевидно, другого места для робота-ребенка ни в ЮАР, ни в мире нет.

В общем, робот в золотых цепях, шмыгающий носом и двигающийся как полупарализованный четкий парень с окраин, равно как и читающий сказку про паршивую овцу — это, конечно, прекрасно, но право слово, заберите у Бломкампа пятого «Чужого».

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров