Россияне о ЗОВ: «Фабрика похожа на банк, у которого могут отобрать лицензию»

Собственники мебельного холдинга «ЗОВ», генеральный директор которого две недели назад был арестован по подозрению в неуплате налогов, опасаются, что из-за громкого дела предприятие может потерять значительную долю российского рынка и, как следствие, сократить часть производства. Мы решили выяснить, в чем причина таких настроений на крупном частном предприятии.

Фото Сергея Людкевича

— 75 % нашей продукции отправляется на экспорт в Россию, поэтому главная задача, которая сейчас стоит перед предприятием, — вернуть доверие российских клиентов и покупателей, — высказывает свою позицию супруга гендиректора «ЗОВ» Татьяна Зуховицкая, которая также работает в холдинге. — Мы продолжаем работать в штатном режиме, ни один цех не остановился, продолжаем выполнять все обязательства по всем заключенным договорам. Жители Гродно это видят и понимают, но как объяснить российским покупателям, которые находятся в сотнях километрах от нас?

Новость об аресте руководства крупного производителя кухонной мебели появилась 18 февраля. Напомним, что по сообщению пресс-службы КГБ Беларуси, в отношении нескольких руководителей группы компаний «ЗОВ» были возбуждены уголовные дела за уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Они и представители некоторых коммерческих структур (по нашим данным, девять человек) были задержаны, а их личные счета и недвижимость арестованы. Олег Зуховицкий, арестованный вечером 17 февраля, до сих пор находится под арестом.

Практически сразу же после появления новости о задержании гендиректора крупные российские дилеры начали отказываться от сотрудничества с ЗОВ. Главная причина — отсутствие Олега Зуховицкого.

«…для дилеров он (Олег Зуховицкий. — Прим. «ВГ».) как гарант предприятия. Они все в растерянности, что делать дальше. Стараемся до всех донести, что фабрика работает в штатном режиме. Но многие говорят, что без О. В. будут, скорее всего, менять производителя. Говорят, что фабрика сейчас похожа на банк, у которого могут отобрать лицензию».

Это сообщение Татьяне прислала совладелица самого крупной фирмы, занимающейся организацией продаж продукции фирмы «ЗОВ» в Московской области, на следующий день после появления новости. Другие российские покупатели объяснили, что желают повременить с покупкой «до тех пор, пока все не успокоится».

Как поясняют на фабрике «ЗОВ», это значит, что предприятие может потерять основной рынок сбыта своей продукции. Их место уже сейчас могут легко занять российские конкурирующие фирмы, которые занимаются подобным производством. Известно, что сейчас доля гродненской фабрики на российском рынке кухонной мебели составляет около 20 %.

В тему

Налоговую недоимку не посчитали?

Как сообщила Татьяна Зуховицкая, сейчас со следствием общается адвокат. Первая встреча адвоката, договор с которым семья заключила 18 февраля, и взятого под стражу Олега Зуховицкого произошла 23 февраля — спустя пять дней после задержания. Родственники Олега Зуховицкого отмечают, что холдинг готов заплатить всю сумму недоначисленных в бюджет налоговых выплат (несколькими частями). Напомним, что идет следствие, окончательная сумма ущерба будет вынесена решением суда. По официальной информации, мебельный холдинг уплатил в 2014 году 98 миллиардов белорусских рублей налогов, в этом же году было оказано 4 миллиарда рублей благотворительной помощи, которые были направлены на поддержку гродненских спортивных команд и реконструкцию синагоги.

Справка «ВГ»

В мебельном холдинге «ЗОВ» работает более 2300 человек. Это одно из градообразующих предприятий. Для сравнения: по состоянию на третий квартал прошлого года в ОАО «Гродно Азот» числилось чуть более 8 тысяч человек, в ОАО «Гродножилстрой» — 3,6 тысячи, на Гродненской табачной фабрике — чуть более тысячи. Средняя зарплата на ЗОВ составляет 7,7 млн рублей. Здесь для рабочих организованы бесплатные обеды, выдается спецодежда и обувь, оплачивается медицинская страховка. Мебельный холдинг выпускает более 8 тысяч кухонь в месяц, примерно 75 % отправляется на экспорт. Общая площадь всех принадлежащих мебельному холдингу зданий (производственных и административных) — не менее 100 тысяч квадратных метров, они размещаются на территории площадью более 12 гектаров.