Бензин стал дешевле, но не у нас, почему?

«Почему цены на нефть на мировом рынке уже полгода падают, а у нас бензин дорожает? Парадокс?» — недоумевают гродненские водители. Одно из последних повышений стоимости на автомобильное топливо в стране произошло и вовсе во время официального запрета на рост цен. Оказалось, цена белорусского бензина не зависит от мировых цен на нефть, а водители, заправляющие бак, компенсируют нефтяникам рост курса доллара, российский «налоговый маневр» и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.

Фото и инфографика Сергея Людкевича

Бензин потянулся за «зеленым»

Последний раз цена топлива поднялась 13 января — примерно на 500–600 белорусских рублей за литр, или 4–5 %. В Белнефтехиме объяснили, что таким образом стоимость горючего проиндексировали в связи с ростом курса доллара. Известно, что еще в начале сентября было принято решение привязать стоимость автомобильного топлива в нашей стране к курсу американской валюты.

«В долларовом эквиваленте цены на топливо снизились», — отметил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий Павлов во время прямой телефонной линии 17 января. Правда, водители, которые получают зарплату в белорусских, а не американских дензнаках, это удешевление почувствовать не смогли.

В последнее время автомобильное топливо дешевеет во всем мире, но не в Беларуси. Ведь цена на сырую нефть на мировом рынке за последние полгода упала почти в два раза — с 90 до 45–50 долларов за баррель. А вместе с ней — и цена на горючее. Например, в соседней Польше литр дизеля в октябре прошлого года в среднем стоил 1,39 доллара, сейчас — 1,19 доллара (примерно на 15 % дешевле). В Германии за тот же период дизель подешевел примерно на 18 %, а в США — на 22 %.

«Владельцы авто должны быть готовы к тому, что цены на автомобильное топливо будут меняться вместе с курсом доллара, — говорит обозреватель газеты «Белорусы и рынок» и эксперт сырьевых рынков Татьяна Маненок. — Вполне логично, если в стране, где работает рыночная экономика, автомобильное топливо дешевеет вслед за снижением цен на нефть. В Беларуси вместе с рыночными присутствуют административные методы управления экономикой».

Цены сделали маневр

Кроме того, есть и другие причины, толкающие вверх цены на бензин. Как пояснила Татьяна Маненок, с 2015 года Беларусь и Россия работают в новых условиях так называемого «налогового маневра». С одной стороны, страна-соседка в несколько раз снизила таможенные пошлины на нефтепродукты, с другой — в пять раз увеличила налог на добычу полезных ископаемых.

Это означает, что значительно повысилась внутренняя стоимость сырой российской нефти, которую закупает наша страна для дальнейшей переработки. Именно из нее производятся бензин и дизель, которые поступают на заправки. Таким образом, заключает собеседница, цены на сырую нефть для Беларуси не привязаны к рыночным котировкам.
Насколько они повысились, сказать нельзя. Эти цифры пока никто не озвучивал. В конце 2014 года Михаил Мясникович сообщал, что цена нефти для Беларуси из-за «налогового маневра» в 2015 вырастет примерно на 100 долларов за тонну.

Заводам нужна модернизация

Как сообщает Виталий Павлов, «данный фактор также оказал значительное влияние на принятие решения об изменении цен на нефтепродукты, поскольку в новых условиях НПЗ оказались на грани рентабельности и не могут в полном объеме вести модернизацию, чтобы и далее быть конкурентоспособными на рынке».

Тем не менее перед белорусскими НПЗ, которые экспортируют около 80% производимых нефтепродуктов и должны предлагать зарубежному рынку качественную продукцию стандарта «Евро-5», поставлена задача проводить модернизацию. Причем в максимально короткие сроки. А поскольку она также требует больших валютных влияний, то рассчитывать на послабления конечному потребителю белорусского топлива не приходится.

Как отмечает Татьяна Маненок, правительство серьезно поддержало заводы, снизив на весь 2015 год акцизы на нефтепродукты на 20%. Но поможет ли это белорусским нефтеперерабатывающим заводам, можно будет увидеть лишь в конце квартала. А пока следует помнить, что нефть наша страна покупает исключительно за валюту и исключительно по предоплате. Заводам нужны деньги, поэтому цена топлива на внутреннем рынке повышается.

«Если ситуация продолжится, то цифры на ценниках нефтепродуктов в Беларуси будут только увеличиваться», — заключает Татьяна Маненок.