Жертвы платных дорог: водителям дают штрафы и советуют обращаться в суд

Платные дороги в Беларуси за полтора года пополнили бюджет на десятки миллионов евро. Однако почти половина из этой суммы — штрафы, которые заплатили водители за проезд. Кто виноват: сама система оплаты или человеческий фактор, выясняла корреспондентка «ВГ».

Фото Сергея Людкевича

По данным Транспортной инспекции Минтранса, за время работы системы БелТолл водители заплатили более 19 миллионов евро штрафов. В то же время в бюджет от оплаты дорог за 9 месяцев поступило более 25 миллионов евро (на 1 октября).

Устройство не сработало — заплатил 400 евро

В группе риска оказались иностранцы и белорусские граждане на машинах с иностранными номерами, владельцы автомобилей с транзитными номерами и счастливые обладатели новеньких авто из салонов.

В Беларуси выбрали довольно сложный вариант оплаты. Необходимо взять в аренду бортовое мобильное считывающее устройство (БУ) за 50 евро, из этой же суммы будет списываться и плата за проезд. На границе такие устройства не выдают, нужно ехать в специальные пункты. Там получаешь БУ и инструкцию. Проверить, работает ли прибор, нельзя.

Перед участком платной дороги устанавливается специальная рамка, на ней видеокамера и прибор, который должен «считать» информацию с устройства, закрепленного на лобовом стекле автомобиля, и снять деньги. Суммы оплаты вполне приемлемы, для легковых машин — примерно 40 евроцентов за километр. Сумма штрафа — в разы больше, за проезд одной рамки — 100 евро.

Когда автомобиль проезжает через рамку, нужно внимательно слушать, пискнул прибор или нет, иначе не поймешь, сняли ли деньги. Чтобы проверить, опять-таки необходимо ехать на пункт, предварительно узнав, где ближайший. Когда иностранец возвращается домой, он может вернуть прибор, и разницу ему выплатят в белорусских рублях.

Для деловых людей такие сложности непонятны, систему можно значительно упростить — хотя бы с помощью СМС на мобильный или письма на электронную почту. Из многочисленных жертв, заплативших штраф, многие узнавали о долге, только когда их останавливала транспортная милиция. Ведь прибор был приобретен и установлен, аренда уплачена, можно не волноваться.

— Мне нужно было из Гродно ехать в Минск, и я знал, что необходимо заплатить за проезд. Накануне поездки на пункте оплатил аренду устройства, причем с меня взяли 50 евро, как за большегрузную машину, а не 20, как за легковую. Точно по инструкции установил устройство. Когда проезжал рамку, мне показалось, что оно запищало. Затем было еще несколько поездок, — рассказывает Эдуард, у него служебный легковой автомобиль на иностранных номерах. — Недавно меня с мигалками остановила транспортная милиция, и оказалось, что я должен заплатить 400 евро штрафа за то, что устройство на моем автомобиле «не увидело» рамку.

Эдуарду предложили обращаться в суд, однако на кого? Устройство выдает одна фирма, рамку на дороге обслуживает другая, а штрафы начисляет третья.

— Почему бы просто в качестве оплаты не продавать марки, которые можно клеить на лобовое стекло, и это означает, что проезд оплачен автоматически. Я согласен заплатить и 50, и даже 100 евро в год, но гарантированно знать, что ничего не нарушаю, — говорит Эдуард. — Мои партнеры теперь вообще в Беларусь летают исключительно на самолетах и в крайнем случае. Очереди на границах и сложности с оплатой на дорогах не привлекают иностранных туристов. Попробуй им объясни, где же нужно взять прибор, и так далее…

По данным Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, чаще всего правила проезда нарушают иностранцы на легковых автомобилях. В отличие от водителей большегрузов, с такой системой оплаты обычные автолюбители не сталкивались и, как платить за дорогу, не знают, пояснил заместитель начальника управления контроля на платных дорогах Транспортной инспекции Минтранса Александр Якшевич.

Машина учительницы из Гродно до сих пор на штрафстоянке

Попасть на немалый штраф, как оказалось, могут и белорусские водители, если они едут на машине с транзитными номерами. По словам начальника службы контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Алексея Имперовича, на легковые автомобили с транзитными номерами, привезенные белорусами из-за границы, необходимо приобретать бортовые устройства.

Осенью мы писали о молодой учительнице, которая купила за границей машину и за месяц, пока ездила на работу из Гродно в Обухово (это 10 км) по платной дороге, «накатала» 3800 евро штрафа. Оказалось, из-за того, что автомобиль был с французскими номерами и поставить его на учет в ГАИ девушка не успела. Она была уверена, что платить за проезд по дороге должны только иностранцы и водители большегрузов. Сейчас ее новенький «Рено-Меган» находится на штрафстоянке. Забрать его девушка сможет только после того, как оплатит штраф. Делать это она не собирается и будет отстаивать свои права в суде.

Новое авто придется тянуть на лафете

Непонятной остается ситуация и с только что купленными в автосалонах машинами.

Недавно лидчанин приобрел иномарку в Гродно, но на учет не поставил, так как зарегистрировать автомобиль можно только в ГАИ по месту жительства. И на новеньком «Фольксвагене-Поло» без номеров поехал домой. На платной дороге между Скиделем и Щучином его остановили сотрудники Транспортной инспекции и оштрафовали на 100 евро.

Оказывается, даже если машина была куплена в Беларуси, но не зарегистрирована в ГАИ, за дорогу все равно придется платить со всеми «вытекающими». Выходит, чтобы добраться из Гродно в Лиду, нужно было сначала поехать в пункт обслуживания, к примеру в Гродно на Понемуньскую улицу, и приобрести там бортовое устройство. Но получить прибор водитель не сможет, так как он выдается на конкретный автомобиль с его регистрационным знаком, пояснил Алексей Имперович. В таком случае у владельца автомобиля остается два варианта — ехать в объезд платной дороги либо тянуть машину на эвакуаторе.

Правда, если автомобиль зарегистрирован, но номерных знаков у него нет, допустим, украли или они утеряны, однако у водителя есть техпаспорт или другой документ, который подтверждает регистрацию авто в странах ТС, штрафовать не будут, пояснил менеджер по маркетингу и связям с общественностью ИООО «Капш Телематик Сервисиз» (компании — оператора BelToll) Сергей Бурый.

На белорусских автомобильных форумах иностранцы, которые на себе «испытали» систему БелТолл, пишут, что четкой информации, где можно приобрести БУ, на границе нет. В пограничных пунктах их не дают в аренду. Приобрести приборы можно в специальных пунктах обслуживания. Всего в области их восемь, из них два в Гродно — на улицах Понемуньской, 2е и Победы, 17-7.
Иностранцы пишут, что система БелТолл сложная, гораздо проще купить марку (или виньетку) и ездить, тогда бы ловили только тех, кто реально не заплатил за дорогу. К примеру, в Австрии можно приобрести виньетку за 9 евро и в течение десяти дней кататься по платным дорогам, а потом поехать и купить другую.

У нас же десятки пострадавших уже обратились в суды. Однако пока мы не смогли узнать, было ли хотя бы одно положительное решение.

Что делать, если вы не согласны со штрафом

На оплату штрафа водителю дается 30 дней со дня составления акта о нарушении правил проезда по платной дороге, иначе эти деньги взыщут через суд. Владелец вправе подать претензию в ГУ «Белавтострада», где она рассматривается в течение 15 дней (заполнить форму претензии можно на сайте БелТолл).

Это интересно

По данным Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, чаще всего не платят за проезд по платным дорогам водители иностранных автомобилей и грузовиков — 79%. При этом чаще всего нарушают водители легковых автомобилей с украинскими, немецкими и литовскими номерами и грузовых машин с российскими, польскими и немецкими номерами.

Лафет или штраф?

На сегодняшний день услуга эвакуатора в Гродно стоит примерно 11 000—15 000 за один километр в зависимости от массы автомобиля. Предположим, новенький «Фольксваген-Поло» нужно перевезти из Гродно в Лиду. Весит машина до двух тонн, расстояние от областного центра до Лиды составляет примерно 115 км. Выходит, за эвакуацию владелец нового авто заплатит 1 265 000 рублей. Если ехать своим ходом и получить штраф, поездка обойдется в 100 евро, или примерно 1 345 000 рублей.

Справка «ВГ»

За время работы системы БелТолл сумма штрафов составила 19 337 910 евро, сообщила дежурный секретарь управления контроля на платных дорогах Транспортной инспекции Минтранса Ольга Угляница. По данным Минфина, от оплаты за проезд по платным дорогам в бюджет поступило 341,2 млрд рублей, или 25,6 млн евро.