«Когда нет любви — нет человека». Юозас Будрайтис о жизни и съемках «Белых Рос-2»
Советский и литовский актер Юозас Будрайтис приехал в Гродно со своей фотовыставкой и фильмом «Белые росы. Возвращение», в котором он сыграл главную роль. Гость рассказал «Вечёрке» о своей мечте, о секрете семейного счастья и отношении к Беларуси.
Неторопливый седовласый Будрайтис похож на своего героя Андрея Ходаса. Казалось, он не делал ничего особенного, но вызывал симпатию и смех зрителей. Поклонники едва помещались в холле кинотеатра «Красная звезда». Здесь открылась фотовыставка актера с портретами его коллег-киношников и была возможность взять автограф перед началом премьеры. «Как я волнуюсь, как я волнуюсь!» — передразнивал господин Юозас молодого режиссера фильма «Белые росы. Возвращение» Александру Бутор, всплескивая руками. И признавался в теплых чувствах коллеге по съемочной площадке Виктору Манаеву, который научил его читать по-белорусски. На пожелание актера не забывать родной язык зал ответил аплодисментами.
— «Белые росы. Возвращение» — это не продолжение, а совершенно другое кино, — считает Будрайтис. — Я не видел первого варианта. А новый фильм светлый, трогательный, жизнеутверждающий. Я вложил в Ходаса человеческие ценности, которые, думаю, должен иметь каждый из нас.
«Все потому, что в тебе нет любви. А когда нет любви — нет человека», — говорит Андрей Ходас в кульминации фильма. Премьера все-таки продолжает любимую советскую киноленту, показывая знакомых героев спустя десятилетия. Трогает до слез заключительный эпизод, когда в кадре появляется Николай Караченцов: Васька Ходас возвращается домой со своей гармошкой и произносит «Это я Маруся. Я пришел».
- Режиссер «Белых рос-2» о том, как искали гармонь Караченцова и почему Кокшенов и Польских не смогли участвовать в съемках
- После съемок «Белых рос-2» деревня встретила кривыми столбами и надписью на заборе
- «Белые Росы» 30 лет спустя: фотосюжет
«Вечёрка» поговорила с Юозасом Будрайтисом о премьере, работе в кино и личной жизни.
Господин Юозас, расскажите, пожалуйста, были ли курьезные моменты во время съемок?
— Необычных моментов не было. Единственно, когда мне нужно было пройти по двору во время одного из дублей, хозяйка дома закрыла передо мной калитку и не впустила. Видимо, повздорила с кем-то до этого. Это меня смешит до сих пор. Вообще, я не собираю коллекцию происшествий на съемочной площадке, меня это мало интересует. Я живу так, как жизнь идет: повседневность, повседневность, но иногда бывает и праздник. (Улыбается.)
У вас есть любимая роль?
— Все роли — мои друзья. Это ежедневные подъемы на площадку, ночные съемки, нежелание сниматься. Этот весь процесс — мой. Название меняется, а суть остается той же. Отбросить или выделить одну картину я не берусь.
В последнее время вы стали сниматься в сериалах. Чем они вас привлекают?
— Я в сериалах не умею сниматься. Мне не по душе эта скороговорка, спешка, казёнщина.
Есть ли мечта сыграть кого-то?
— Мечты сыграть какую-то роль — Гамлета или Ричарда ІІ — у меня никогда не было, поэтому я никогда не разочаровывался из-за ролей.
А какая вообще у вас мечта?
— Я мечтаю с утра до ночи обо всем: как перейти улицу, как встретить кого-то, как не споткнуться на скользком месте, вернуться здоровым домой. Мечты — это наше неотъемлемое счастье. А если вы имеете в виду мечту в большом понимании (господин Юозас показывает руками большой шар), то мечтаю, чтоб не попасть в преисподнюю, а лучше — в рай.
Вы четырнадцать лет проработали в качестве атташе по культуре литовского посольства в России. Как вы себя чувствовали в роли государственного деятеля?
— Мне эта роль была по душе, как и каждая, которую я играю. Оставил ее, потому что ничто не может длиться вечно. Однажды должно что-то поменяться, во что-то переродиться, обрести новые формы. Жизнь не однобока.
У вас занятий в жизни было много, а любимая жена одна. В чем секрет вашего семейного счастья?
— Нет секрета. Я люблю ее, и всё. Я встретил человека, который для меня в жизни самый главный, — она мое всё. Это женщина, которая мне подарила замечательных детей. Живем каждый день понемножечку, по кусочку — почти пятьдесят лет вместе. Не представляю, как бы я жил, если бы не встретил ее. Наверное, шлялся бы по миру в поисках чего-то…
А поклонницы вас мучают до сих пор?
— Ну как они могут мучать? Разве они меня щипают? Очень приятно, если человек здоровается на улице, улыбается. Сейчас, правда, меньше узнают — молодежь меньше смотрит старые фильмы.
Что вам помогает выглядеть так элегантно и бодро?
— Где там!.. (Смеется.) Я живу как живу, а там видно будет. Ничего особенного не делаю. Наоборот, дочь меня ругает, что физкультурой не занимаюсь. Она делает зарядку по часу каждое утро. Сейчас живет в Лондоне и иногда приезжает к нам.
Как вы относитесь к Беларуси?
— Это прекрасная земля, которая мне близка по мировосприятию, по отношению к жизни. Люди мне симпатичны, потому что не избалованные Московским княжеством. Белорусский и литовский народы очень похожи по менталитету, в Западной Беларуси много католиков. Не вижу никаких препятствий, чтобы наши народы могли общаться теснее. Только надо сохранять самобытность. Я не знаю, почему белорусы боятся возвращаться к белорусскому языку, ведь он такой красивый. Я завидую белорусам, что вы его знаете.
Справка «ВГ»
Советскому и литовскому актеру Юозасу Будрайтису 74 года. Он стал популярным благодаря фильму «Никто не хотел умирать». Сыграл в более чем ста фильмах и нескольких театральных спектаклях. Работал атташе по культуре посольства Литовской Республики в России. Весной планируется выход нового фильма белорусского режиссера Александры Бутор с его участием.