Люси

Незамутненную блондиночку, учащуюся в Тайване, свежий по времени и несвежий по факту дружок вынуждает зайти с кейсом в отель, набитый корейцами. «А что там?» — «Да так, бумаги». В отеле — серьезные люди, дружка — в расход, в кейсе — экспериментальная дрянь, выворачивающая каждую человеческую клетку наизнанку. Впереди — эволюция.

 

 

Люси / Lucy

 

Режиссер — Люк Бессон

В ролях: Скарлетт Йоханссон, Морган Фримен, Чхве Мин Сик, Амр Вакед, Анали Типтон

 

Незамутненную блондиночку, учащуюся в Тайване, свежий по времени и несвежий по факту дружок вынуждает зайти с кейсом в отель, набитый корейцами. «А что там?» — «Да так, бумаги». В отеле — серьезные люди, дружка — в расход, в кейсе — экспериментальная дрянь, выворачивающая каждую человеческую клетку наизнанку. Впереди — эволюция.

То, что на афишах этого фильма пишут «от режиссера «Пятого элемента», демонстрирует: даже сам Бессон, патриарх европейского суррогатного Голливуда, критично относится к тому, что делал последние лет 15. Новая глава в его резюме имеет шанс преодолеть эту инерцию по ряду причин.

Во-первых, здесь всё еще много (хоть и меньше обычного) шустрой суеты — действия того особого занимательного свойства, за которое французского постановщика и любят. И, как всегда, суета с ехидцей. Зрители ждут экшена, но Люси, случайно превратившаяся в уберменша, не бьет морды и не расстреливает подлецов — просто поводит головой или пальцем, вроде бы лишая зрителей адреналина. Однако постановка сцен такова, что напряжение «перед боем» полноценно снимается через смех. Особенно это забавно в контексте того, что Йоханссон который уж фильм молотит супостатов ручками в сериале Marvel, то есть драться-то умеет.

Во-вторых, всепроникающий прищур с хитринкой влияет и на то, как серьезно можно воспринять то, что доносится с экрана в минуты рассуждений, за которые в основном отвечает Морган Фримен, поднаторевший на стезе научных передач и плавно текущих разъяснений. Байка про проценты мозга — это лишь байка, и примечательно, что режиссер об этом знает — но делает по-своему, мотивируя: «Так ведь интереснее».

Будь Бессон немного прямее в своем желании запутать, осадить, выкрутить зрителя, наверняка был бы по-современному охарактеризован «троллем». Но, кажется, он и правда так видит миссию своего кино — которое не «благодаря», а «вопреки». Он признается, что говорил с учеными, вынашивал идею чуть ли не десяток лет, да и на экране мелькают очевидные, но всё же явно неглупые отсылки (например, к сцене с Адамом из Сикстинской капеллы), работающие на общую мысль. Выходит, все благоглупости сюжета — от этого самого ви́дения.

Навсикдку, Кубрик снял «Космическую одиссею», Малик снял «Древо жизни», оба хотели сказать человечеству что-то вселенски важное, уж не суть, насколько получилось. Бессон снял не менее красивую «Люси» и — это принципиальный момент — ничего не хотел более, кроме как развеселить и, быть может, чуточку удивить, чем всегда и занимался. Но при желании к концу ленты, когда возможности героини Скарлетт достигнут пика, можно и тут поискать послание всем землянам. «Один плюс один не равно два, — говорит свежеиспеченное божество на экране. — Мы просто выдумали это, чтобы упростить мир до того хилого уровня, на котором можем его познать». Сложно спорить, но убери единицы — и что останется нам, чей мозг не был атакован фунтом синих кристаллов?

Вот в этом инаковость Бессона. Можно искать идеи, безусловно погребенные под потехой, можно ограничиться потехой, можно, если вы девушка, прослезиться на выразительно снятой сцене прощания героини с человеческими чувствами. Можно просто смотреть на талантливую пышечку Скарлетт Йоханссон в самом соку, чей однофамилец в 70-х обнаружил барышню-австралопитека, праматерь человечества, которой дал имя Люси в честь песни «Битлз» про наркотики. Suum cuique.

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров