Машина времени: Во что играли дети после войны
Ножички, рогатки, прыгалки, деревянные пистолеты и тряпичные куклы — дети послевоенного времени пропадали на улице и с фантазией изобретали себе развлечения сами. Многие из этих дворовых игр прошли через 50–80-е годы и стали «забываться» ребятней в век компьютерных технологий.

После войны часто школьники не ходили на занятия лишь потому, что не имели одежды или обуви, а еще больше их сверстников посещали школу от случая к случаю, поскольку вынуждены были добывать трудовой кусок хлеба. Окончив семь классов, многие уходили работать.
Семья и школа
Некоторые из школ требовали капитального ремонта, классы не отапливались, не хватало парт, учебников. И тем не менее общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, озабоченных выживанием семьи, школа брала на себя многие ее функции, помогала ребенку преодолевать трудности послевоенной жизни, воспитывала.
В городе появились и другие детские учреждения. Дошкольников приняли пять детских садов, детей-сирот разместили в трех детских домах. Сразу после освобождения города возобновила свою деятельность музыкальная школа. Открылось одно специальное ремесленное училище. Постепенно начали работать Дом пионеров, библиотека, станция юных натуралистов, детская спортивная школа. Затем к ним добавились областная экскурсионно-туристическая станция, детский стадион.
Но это не значило, что все дети ходили строем и с песнями под звуки пионерского горна и барабана. Большинство детей школьного возраста после уроков были предоставлены сами себе, а иначе говоря, попадали в распоряжение улицы. А там — свои законы и порядки, свои игры и развлечения.
Детский сад в Гродно. Середина 50-х гг. Фото Валерия Румянцева
Воспитанники железнодорожного детского сада. 1955г. Фото Риммы Раткевич
Новый год в СШ № 2. 1958г. Фото Валерия Румянцева
На уроке в СШ № 3. Начало 50-х гг. Фото Александра Ершова.
Мальчики выбирают войну
Для мальчишек одной из основных игр стала «войнушка». Чтобы получалось «взаправду», необходимо было вооружение и экипировка. Пилотку и солдатский ремень находили легко, а вот с оружием выходило сложнее. Везунчики из тех, кто постарше, где-то доставали настоящие пистолеты. Что касается патронов, то их хватало в избытке. Запомнилось, что больше всего было снаряженных боевых патронов в обоймах от карабинов — целые арсеналы. Из патронов высыпали порох, бросали их в костер.
Мастерили самодельные пистолеты и автоматы. Когда мне было лет шесть-семь, дедушка изготовил деревянный пулемет «Максим», который выглядел как настоящий. С помощью трещотки позволял даже «стрелять». Мой «рейтинг» в глазах друзей-дошколят вырос до небес. Жаль только, что пулемет при активной помощи друзей быстро поломали. Война не обходилась без штаба, устроенного на чердаке, в подвале, в шалаше или выкопанной землянке.
Игра в «битку». 50-е гг. Фото Виктора Саяпина
«Партизанский отряд». Вторая половина 40-х гг. Фото Виктора Саяпина
Рогатка. Фото Виктора Саяпина
Хозяйки кукольного дома
Девочки играли с тряпичными куклами. После войны в магазинах появились целлулоидные головки, к ним можно было пришить самодельное туловище, и кукла становилась похожей на настоящую. А еще делали кукол из бумаги, а потом вырезали для них разную одежду. Коробочки из-под детской обуви становились кроватками.
Непременный атрибут лета — шалашики из старых покрывал и стульев, которые выносили на улицу. Получался «дом», и девочки его обустраивали, хозяйничали, расставляя детскую посудку, которая стоила в продаже недорого и была доступна каждому. Из цветов и листочков понарошку готовили еду.
Из подвижных игр у девочек одной из самых любимых были «классики». Мелом на асфальте рисовали сетку из квадратных ячеек и прыгали, гоняя ногой биточку – железную баночку из-под гуталина, наполненную песком. Порой классиками «заражались» и мальчики. Еще была «резиночка», через которую прыгали, проделывая определенный набор упражнений. Ну и какая же девочка без скакалки?
Еще девочки играли в камешки — собирали мелкие и подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Летом из цветочков и листиков делали «секретики», закрывали стеклышком и, стараясь, чтобы никто другой не видел, засыпали землей. И каждый день ходили проверять заветное место.
Пионерский хор на сцене «Зеленого театра» в городском парке. Начало 70-х гг. Фото Виктора Харитонова
«Пулеметчик». 1972г. Фото Виктора Харитонова
В пионерском лагере. Начало 80-х гг. Фото Владимира Выдерко
Продолжение следует.
Только цифры
В 1940–41 учебном году в Гродно школьники сели за парты 25 начальных, неполных средних и средних школ. Из этого числа 9 было белорусских, 8 русских, 5 еврейских и 3 польских. За годы фашистской оккупации значительно сократилось население города. В результате проведенной в августе 1944 года переписи детей школьного возраста, к началу учебного года в городе оказалось всего лишь 3700 детей в возрасте от 7 до 15 лет. К концу 1944 года школьников приняли 9 школ: 3 средних, 5 неполных средних и 1 начальная. Работала также одна школа для слепых детей. Во всех школах города обучалось чуть больше 4 тысяч детей.