Российский журналист Юрий Рост: «Наше телевидение я вообще не смотрю, это невозможно»
На фестивале театрального искусства в Друскининкае «Вечёрке» удалось поговорить с известным российским журналистом, фотографом, путешественником Юрием Ростом — о селфи, полете на воздушном шаре и домике, обвитом виноградом.
Какие впечатления от фестиваля Vasara?
Мне нравятся его доброжелательность, локальность и высокий уровень, а еще — что мероприятие не очень большое. На гиганских фестивалях человек теряется. Сам подход и автор фестиваля — уже гарантия. Думаю, что Римас Туминас — сегодня самый интересный режиссер в Москве. Он из театра лежащего, почти убитого, тем не менее с гонором, сделал здоровый организм и создает там настоящее театральное искусство. В театр попасть нельзя. Скоро и на фестиваль попасть нельзя будет.
Справка «ВГ»
Юрий Рост — российский фотограф, журналист, писатель, актёр, путешественник. Родился в Киеве в 1939 году. Окончил Киевский институт физкультуры и факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Работал в газетах «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московские новости», «Общая газета». Создал и вел телепрограмму «Конюшня Юрия Роста». Снялся в шести фильмах. Побывал на всех континентах, опускался на дно океана, поднимался на горные вершины, летал на воздушном шаре. Сейчас ему 75 лет, работает обозревателем в «Новой газете».
Что вы будете делать на своем творческом вечере?
Я буду рассказывать истории о разных людях и показывать фотографии этих людей. Это будет своеобразный отчет, но я не перед кем не отчитываюсь — безотчетный отчет. В основе рассказа будет книга «Групповой портрет на фоне мира», там мир цветной, а люди — черно-белые. У меня есть и другая книга «Групповой портрет на фоне века», она полностью черно-белая. Я буду рассказывать людям то, чего они не увидят.
Кто вы в первую очередь — журналист, фотограф, путешественник?..
Я — журналист, и этим продиктованы все мои остальные действия, все остальное — развлечения. Фотографии в основном иллюстрируют тексты, которые я пишу, а путешествия дают дополнительную информацию и радость, а потом выливаются в публикации.
Где вы успели побывать?
Я был практически на всех континентах, был на Тибете, в Перу, в Боливии, в Антарктике, Аргентине, Исландии, Гренландии. В Атлантический океан погружался во время испытания «Мира» — глубоководного аппарата. Через этот же океан под парусом перешел на маленькой шхуне вместе с командой из 30 человек. 47 дней мы болтались на воде. Потом на яхтах походили по островам. А вот в Японии я не был.
С высоты своего роста много ли вы видите непрофессионализма сегодня?
Много.
Как относитесь к этому?
Очень плохо. Появилось огромное количество людей, которые превратили журналистику в способ добычи денег. Это все отвратительно и точно непрофессионально. Русское телевидение я вообще не смотрю, потому что это невозможно. Оно абсолютно непрофессионально. Это чистая пропаганда дурного качества.
Сколько дублей делаете?
По-разному. Но я не делал много карточек, хотя сейчас есть цифровая съемка. Раньше ведь (и теперь тоже) на пленку снимали, а там ограниченное количество кадров. Это дисциплинирует.
Вы сами попадали на свои фотографии?
Попадал.
Как относитесь к селфи?
Мне это не нравится категорически. Я думаю, что личная жизнь должна быть личной жизнью. Когда каждый чих выкладывают в интернет, меня это раздражает. Кроме того, это очень опасно. Когда-то Оруэлл написал о Большом Брате. Сейчас он не нужен, потому что люди доносят на себя и своих друзей сами. Я не понимаю, в чем тут тщеславие. Ну увидел, ну снял, и что?.. Я думаю, это от одиночества. Человек хочет с кем-то чем-то поделиться. Для кого-то это — единственный способ реализации, ему важно, что его увидело 10, 20, 50 человек. Я в социальных сетях не зарегистрирован, я не люблю ни к чему привязываться.
Поэтому вы рассказываете преимущественно о людях в возрасте?..
Они мне интересны, потому что пожилой человек чаще всего проявляет свою истинную человеческую сущность. Есть понятие — красиво стареющий человек, тот, который добавляет к прожитому обаяние опыта, прощения, мудрости. Бывает, человек знаменитый, а стареет неважно. Проявляется его глупость и то, что он мог удержать, когда был молодым и сильным. А в старости он распускается, и оказывается, что он — был негодяй. А сейчас он бывший негодяй.
А встречали ли вы молодых достойных людей?
Когда я был моложе, то и друзья мои были моложе. Они были вполне молодыми достойными людьми. Потом начинаешь относиться покровительственно к молодым. Это большая ошибка. Молодые опытнее старших, потому что они быстрее живут, они больше успевают. У них день длится, как у меня неделя. У меня: понедельник — суббота, а у них: утро — вечер. У них надо учиться иногда и если завидовать, то лишь возможностям.
Зачем вы столько путешествуете?
Чтобы писать. Иначе нет смысла. Все путешествия я описываю в статьях, книгах.
На каком транспорте вы путешествовали?
На самолете, машине, телеге, мотоцикле, воздушном шаре… На воздушном шаре ощущения странные — не страшно. Земля выглядит немножко дружественнее, чем когда ты по ней ходишь. Она становится чуть-чуть меньше, но слышно ее хорошо. Ты слышишь, что люди говорят, если не включена горелка.
У вас есть сильное желание куда-то поехать?
Мне хочется скорее туда, где я уже был. Мы с другом начинали свою одиссею на Мадагаскаре. Хочу туда, а еще в Исландию. Поразительное место: 350 тысяч человек, свой Нобелевский лауреат, в футбол играют лучше, чем наши, свой язык, первый парламент в мире. Один раз я там нашел пивную пробку. Они долго ее рассматривали и сказали: «Туристы». Исландец не может бросить на землю мусор.
Вы дома долго можете оставаться?
Я всегда дома… Я ношу с собой дом, как улитка. Но мне важно, где я живу. Мне хорошо там, где есть друзья. А когда их нет, сразу хочется домой. У меня хорошо дома. Это бывшая конюшня Боткиных, она была разрушена. Теперь — одноэтажный домик площадью 68 метров, там моя мастерская. Мы с другом посадили там три яблони, виноград. Я даже не прорубаю окна в винограде — очень красивая стена. Летом я все время с электричеством.