Предприниматели на рынках пьют валидол, но продавать товар с сертификатами не могут
Гродненские рынки в ожидании перемен — с 1 июля нельзя продавать товар без документов, привезенный в Беларусь после этой даты. В то же время в странах, откуда его везут, выдавать документы не спешат. Пока государство защищает потребителя, а предприниматели паникуют, эксперты советуют продавцам смахнуть пыль с дипломов и вспомнить о первой профессии.

Для белорусов не хотят ничего менять
Уже со следующей недели гродненские предприниматели не смогут продавать товары без документов об их соответствии техрегламенту Таможенного союза (договоров, накладных, счетов–фактур и сертификатов качества). Остатки товаров, привезенные до июля, государство разрешило продавать еще девять месяцев. С 1 марта 2015 года у «рыночника» должны быть все необходимые «бумаги». Пока же о статусе товара покупатели будут узнавать по табличке «Товар не сертифицирован», которую должны разместить ИП.
Елена торгует на Южном рынке несколько лет. Говорит, что большинство коллег находятся в растерянности. Многие до конца не решили: уходить и не ждать следующей весны, распродавать остатки или же где-то искать поставщиков с документами.
Хотя последнее сделать будет сложнее всего. Там, где ИП покупают товар — в Польше, Китае, Турции и России, навстречу не идут. Например, в России, где в законе давно есть подобные нормы, документов нет у 90% продавцов. И, как говорят сами предприниматели, под белорусов никто подстраиваться не хочет. Ведь там они — мизерная часть от всего числа оптовых покупателей.
Переходить же на торговлю белорусским товаром предприниматели не торопятся. Говорят, что цены на наших оптовых базах высокие. Не ниже цены и у российских продавцов «с документами», а иногда даже выше белорусских в рознице.
— Сейчас люди и так с трудом что-то покупают. Кто сюда придет, если мы будем продавать товар еще дороже? — недоумевает Елена.
Зачем государству нужна «зачистка»?
Председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин был в составе тех, кто работал над новым документом.
Он считает, что новое законодательство носит благородную цель: требования ужесточились с точки зрения реального выполнения закона «О защите прав потребителей». Документ серьезно ударит по теневой экономике и коррумпированным чиновникам. Однако около 40% предпринимателей все же уйдут, не выдержав конкуренции.
— В России и Казахстане появятся не менее жесткие нормы, чтобы не стимулировать «бракодельные» производства под видом мировых брендов, — говорит Владимир Карягин. — Тем, кто останется ИП, нужно будет оптимизировать цепи поставок, вступать в бизнес-ассоциации, объединяться в группы, закупочные кооперативы и сети, а также искать оптовых поставщиков.
По его словам, документ вышел не такой строгий и запретительный, каким был вначале. Учтено и много предложений от предпринимателей.
— Мы достигли максимума, которого можно было достичь в рамках национального законодательства. Беларусь уже ничего большего для предпринимателей сделать не может: она потеряла правоспособность что-то менять вне Таможенного союза, — добавил специалист.
ИП вспомнят бывшую профессию
Белорусские эксперты-экономисты смотрят на ситуацию по-разному. Руководитель РОО «Аналитический центр «Стратегия», экономист Леонид Заико считает, что предпринимателям нужно опасаться скорее растущих как грибы гипермаркетов. Скоро они как авианосцы уберут с рынка всю «мелочь».
— Предприниматели окажутся перед выбором: поменять ассортимент товара или вспомнить бывшую профессию. Те, кто когда-то вместо учебы рискнул стать ИП, при потере бизнеса ощутят последствия своего выбора.
Однако некоторые специалисты говорят, что поддаваться пессимизму рано. Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук уверен, что белорусские предприниматели все же найдут выход. Ведь они уже не раз «выкручивались» из трудных ситуаций.
— При существующем уровне развития копировальной техники сделать нужные документы в Турции, Китае, России не составит труда. Но из-за риска «попасться» ИП поднимут цены на свой товар, — считает эксперт.
Сами предприниматели ждут следующей весны. Одни надеются на чудо, другие — на то, что правительство в очередной раз пойдет на уступки, третьи сворачивают бизнес, а четвертые не ждут от государства поблажек и начинают что-то менять.