«Аддис-Абеба»: Регги надо играть с легкой ухмылкой висельника

Солнечную Ямайку привезли участники белорусской группы «Аддис-Абеба» на фестиваль национальных культур 7 июня. Концерт на площадке возле старого моста объединил поклонников музыки в стиле регги.

фото Елены Ковальчук

«Аддис-Абеба» не собирает стадионы. Как правило, концерты группы проходят в небольших клубах и на природе. И хотя реклама о выступлении солнечных музыкантов в Гродно была больше в социальных сетях, фанатов на концерт подтянулось достаточно. Вокалиста группы Дмитрия Иванова вряд ли назовешь медийной персоной. На сцене он был сам по себе: плавно двигался с полузакрытыми глазами, естественно общался с публикой и прямо во время песни закуривал сигарету. Настоящий белорусский Боб Марли, только спутанные волосы, дреды, у нашего намного длиннее.

Идиллию возле сцены «разбавлял» неугомонный фанат с бородкой, который стучал по колонкам, дотрагивался до кедов солиста и выкрикивал названия песен, которые хотел услышать. В конце выступления смелые начали упрашивать солиста спеть «Ваньку», но ребята из группы уже начали собирать аппаратуру.

Вне сцены Дмитрий Иванов оказался уставшим и немногословным. Признался, что в Гродно уже давно не выступал: «как-то странно с организацией мероприятий».

Музыкальный стиль регги — редкость для белорусских исполнителей. Как пришла идея создать не типичную для шоу-бизнеса группу?

— Мало того что группа не типичная для шоу-бизнеса, она и самая неудачная для зарабатывания денег. (Улыбается.) Все получилось само собой. В девятом классе играл русский рок и панк-рок. Потом неожиданно открыл джаз, фанк, блюз — и это благодаря белорусскому блюзмену Александру Цыганку, моему педагогу по гитаре, который до сих пор работает в Доме детского творчества у нас в Гомеле. Можно сказать, он в хорошем смысле «ломает» психику молодых людей. Ребята учатся играть на инструменте и неожиданно для себя проникаются афроамериканской музыкой.

Вы родом из Гомеля. Почему назвали группу «Аддис-Абеба»?

— Во-первых, регги-культура очень тесно связана с Эфиопией, столица которой и есть Аддис-Абеба. Там же активно продвигается движение растафарианства. Во-вторых, понравился перевод названия с амхарского языка — «новый цветок».

Удалось побывать в Эфиопии?

— Пока, к сожалению, нет, но думаю, что в ближайшее время получится.

Вы настоящий растаман или это такой имидж?

— Даже если я был ненастоящим растаманом, не признался, что это мой имидж. Растафарианство для меня, как для православного человека, очень близко. Не разделяю на две отдельные религии православие и растафарианство.

Ямайка — родина регги, и музыканты там часто играют бесплатно. А вы можете себе позволить не брать деньги за концерты?

— Наш барабанщик, Леша, работает педагогом в детском отделении РНПЦ психического здоровья и каждый день видит больных детей. Поэтому проблемы, с которыми они сталкиваются, нам знакомы. Ежегодно стараемся выступать в благотворительном концерте «Помоги детям вместе с нами». В этом году вместе с другими белорусскими группами удалось собрать 60 миллионов рублей. Деньги пойдут на оздоровление детей с особенностями психофизического развития.

Поклонники часто признаются, что под вашу музыку хочется путешествовать, делать смелые поступки и просто быть счастливым. Откуда черпаете вдохновение для песен?

— Жизнь — источник вдохновения. Но я бы не сказал, что все песни — позитивные. Мне нравится цитировать Александра Николевича Цыганка. Он сказал, что регги надо играть с легкой ухмылкой висельника. Это позитив, но не уходящий от проблем.

Есть ли у вас особые требования на гастролях?

— Категорических требований нет, желательно, чтобы на сцене была вода и пара полотенец. Часто выступаем в душных клубах, поэтому покупаем большую упаковку полотенец, но и ее хватает лишь на месяц.

К организации концертов вы непривередливы. Приходилось выступать в экстремальных условиях?

— Импровизировать приходится, когда выступаем на открытых площадках, особенно на природе. Насчет экстремальных?.. Каждый год делаем сольник в трамвае: арендуем транспорт, снимаем сиденья, ставим аппаратуру в хвосте и катаемся по Минску. В трамвай вмещается сотня слушателей. А вообще бывают места, где чувствуешь себя как дома. Для меня это клуб «Граффити», где я одно время работал поваром и барменом и до сих со всеми в дружеских отношениях.

Справка «ВГ»

Растафарианство — религиозное движение, которое привело к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Основы растафарианства — любовь к ближнему и отказ от западного общества, которое растаманы называют «Вавилон».

«Аддис-Абеба» — белорусская регги-группа, которая образовалась в 2002 году. Первоначально это был гомельский коллектив, однако спустя несколько лет лидер группы Дмитрий Иванов переехал в Минск, к нему присоединились музыканты столичных групп. Как сами определяют музыканты на официальном сайте, группа творит свое искусство «без зазрения совести, рубя в лоб слушателя свой музыкальный тайфун, сносящий крышу». Как они отмечают, белорусские растафари —это «парни, выросшие на картошке, обласканные юго-западными ветрами, превратившими волосы в дреды, а голоса — в мурлыканье и характерное реггей-бурчание».