«Шинель» на гродненских подмостках: прогулялись по Невскому и заглянули в спальню генерала
Спектакль «Шинель», который гродненцы вновь увидят 30 и 31 мая, обещает стать успешным. Трагикомедия по мотивам гоголевских произведений от польского режиссера Петра Домбровски гармонична во всем: атмосфера, сценография, костюмы, музыка и, конечно, игра актеров.
Премьера которого состоялась 15 мая на сцене облдрамтеатра. Зрители, пришедшие в театр, на пару часов почувствовали себя петербуржцами. Прогулялись по Невскому проспекту, побывали в чиновничьих кабинетах, на светском приеме, в спальне генерала и в бедной комнатушке вечного титулярного советника Акакия Башмачкина. Все это стало возможным благодаря концепции и сценографии спектакля.
Режиссер Петр Домбровски увлек зрителя за собой, устроив Невский проспект в холле театра на втором этаже. Далее все вместе с актерами вошли в зал, где от сцены до седьмого ряда раскинулся импровизированный Калинкин мост. Такой подход позволил стереть границы между актерами и зрителями. Весь театр — площадка для игры. И здесь ты не можешь оставаться равнодушным к судьбе Акакия Акиевича Башмачкина. Его никчемное положение в обществе отлично показано в виде крохотной табуреточки, которая в сто раз меньше главного трона царя-батюшки и стоит поодаль красивых и величественных кресел. В протертой до дыр шинели титулярный советник находится за бортом чиновничьей иерархии, в новой Акакий Акакиевич — уважаемый советник Башмачкин.
Актер Сергей Куриленко талантливо показал метаморфозу личности «маленького человека» в мире чинов и имиджа. Актер донес зрителю, как меняется человек, расправляет крылья, заполучив главный «козырь» праздной петербургской жизни, — шинель, которая, к счастью, подарила жизнь Акакию и, к сожалению, тут же ее отняла. Задумка режиссера вызвать у зрителя понимание к таким неловким и скромным людям, как Акакий Башмачин, на мой взгляд, удалась. На протяжении всего спектакля сопереживаешь герою и так же, как он, по-детски радуешься его маленьким победам. И главные, и второстепенные роли сыграны без фальши. Даже такие эпизодические и комические лица, как девушка из высшего общества Клавдия (Оксана Машинкова) и чиновник Растопыркин (Алексей Стонога), запомнились.
Спектакль поставлен по пьесе польского поэта Юлиана Тувима (он совместил гоголевские повести «Шинель», «Записки сумасшедшего» и комедию «Ревизор»), но, даже зная это, атмосферу постановки видишь абсолютно гоголевской. Только финал не по Гоголю. Режиссер опустил сцену, где после смерти Башмачкина на Калинкином мосту появляется призрак чиновника, похожий на Акакия, который стаскивает с прохожих верхнюю одежду до тех пор, пока не встречает «значительное лицо». Последняя сцена лишена мистики — Акакий Башмачкин умирает у себя дома, после того как воры украли его шинель и никто из «значительных лиц» не помог отыскать ее. Возможно, это сделано преднамеренно, чтобы показать, до чего доводят безразличие и жестокость к «маленьким» неловким людям.
Читайте также:
Польский режиссер поставил в драмтеатре гоголевскую «Шинель»