Фестиваль «Зеленый гран-при» станет музыкальнее
Перед началом 32-го фестиваля бардовской песни «Зеленый гран-при» один из его организаторов Павел Соловьев рассказал, чем славянские барды отличаются от зарубежных и как изменился «зеленый фестиваль» в последнее время.
— Часто ли встречаются барды за пределами фестивалей?
— В Гродно есть клуб авторской песни «Клуб неорганизованных бардов». Сейчас встречи проходят реже. А раньше много ездили на фестивали и за пределы Беларуси, в Россию, Украину. Моя жена Татьяна Соловьева дважды была лауреатом фестиваля в Варшаве «ОРРА» — общенациональный смотр авторских песен. Гран-при там занимали белорусские исполнители Татьяна Белоногая, Евгений Барышников, Екатерина Водоносова. Кстати, поляки любят русских бардов: Владимира Высоцкого, Булата Окуджаву. Также мы ездили в Литву на интересный фестиваль «Это я», который собрал бардов из 15 стран Европы: приезжали шотландцы, ирландцы, испанцы, итальянцы.
— Чем отличаются наши барды от иностранных?
— В Польше, например, существует такая концепция, что бард — это человек, который написал стихи и музыку и сам исполняет песню, независимо от стиля. То есть Стинг — это классический бард в их понимании. Дискуссии о понятии бардовской песни идут 15 лет, и никто не может дать однозначного ответа. Общепризнанно определение, что это уникальное интонирование поэтического текста. То есть, текст первичен, а музыка лишь подложка для него.
Хотя у нас бывает и так, что бард пишет только музыку на чужие стихи. Очень яркий представитель — москвич Павел Фахртдинов, сын достаточно известного Марата Фахртдинова. Он закончил класс джазовой гитары, и его музыка — помесь авторской песни, акустического рока, джаза и еще чего-то. Это намного более интересно музыкально, но вместе с тем несет полноценное текстовое наполнение.
Правда, и в русском роке текст играет сильную роль. Однако есть маркеры, которые отличают одно направление от другого, но их трудно описать. Авторская песня отличается от эстрадной тем, что в первом случае автор больше вкладывается в песни личностно, ближе к слушателю.
— Какие люди съезжаются на бардовский фестиваль?
— Очень трудно определить. Приезжают люди уже достаточно взрослые, которые не первый десяток лет варятся в этой системе. Нам удалось сделать фестиваль притягательным и для молодежи. В этом году будут три автора — почетных гостя из-за пределов страны. Первый — москвич Павел Фахртдинов, ему еще нет тридцати, я о нем уже упоминал. Второй — Александр Иванов, калининградец, моряк, представитель старшего поколения бардов. Его песни очень интересны и молодежи, и возрастной аудитории, потому что он не остается на трех аккордах, а пробует джазовые ходы. Я знаю, что многие приедут послушать именно Иванова. Третий же — Джош Ланца, он живет в Сиэтле (США). Давно начал изучать русский язык, а сейчас пишет песни на русские стихи Пушкина. Он стал лауреатом Грушинского фестиваля, ездит на фестивали в Украину, Россию, сейчас впервые доедет до нас.
— Как вы с ним познакомились?
— Ребята каждое лето выезжают в бард-лагеря, живут там в палатках целую смену, общаются. Замечают нового интересного человека, подходят и знакомятся. Так вышло и с Джошем.
— Легко ли новичкам входить в это сообщество?
— Много зависит от качества песен, а также насколько кому интересна вся эта романтика у костра, общение на природе. На фестивале есть конкурс исполнителей. Приходит много молодых людей, которые показывают свое творчество, становятся лауреатами, получают гран-при.
— Часто ли приезжают барды из-за границы?
— Из Западной Европы — как правило, нет. Преимущественно приезжают белорусы. Также традиционно бывают ребята из Калининграда, Висагинаса, Чернигова. В этом году, например, подала заявку совершенно неизвестная женщина из Архангельской области, это редкость.
— Можете вспомнить, что необычного случалось за время проведения фестиваля?
— Лет пять назад на фестиваль приехали две француженки. Мы уже закончили гала-концерт, сели за стол, пели песни. Вдруг кто-то позвонил и сказал, что они стоят около леса и хотят попасть на бардовский фестиваль. Они говорили по-французски и чуть-чуть по-английски. Не знаю, насколько им было понятно то, что происходило. А мы тогда за столом решили петь белорусские и русские народные песни.
— А как изменился фестиваль за последнее время?
— Он был совсем разным. Фестиваль хорошо спонсировался в советские времена, тогда был серьезный фестиваль, приезжали известные барды, например, Александр Дольский. Еще помню один фестиваль в поселке Береговом, когда натянули веревки, разожгли костры, поставили палатки. На импровизированной сцене не было специального света, звука… Сейчас фестиваль действительно высокого уровня. Участники хотят приехать на него еще и еще, только мы не можем пригласить всех и сразу.
— Изменилась ли атмосфера, дух «зеленого фестиваля»?
— Конечно, он меняется и по составу, и по духу. Сейчас акцент слегка смещается с традиционной бардовской песни на микс с акустическим роком. Новые исполнители уже хорошо играют на гитаре. Тексты, правда, не каждому дано писать хорошо, но бывают очень мощные, интересные песни.
— Чего вы ожидаете от приближающегося праздника?
— Организаторы хотят, чтобы все прошло хорошо и все остались довольны. И мы все хотим встретиться со старыми друзьями и завести новые знакомства, которые смогут перерасти во что-то большее.
Подробности проведения фестиваля «Зеленый гран-при» можно посмотреть здесь.
Читайте также: