Машина времени: В гродненских гостиницах останавливались Высоцкий и Мордюкова
У гродненских гостиниц — своя интересная история, в них останавливались Эйзенхауэр и Алёхин, Высоцкий и Мессинг. Причем вплоть до 50-х годов городу хватало всего двух безымянных гостиниц на 120 постояльцев.
Койка по тарифу
Сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков принялись восстанавливать гостиничное хозяйство. В августе 1944-го открылась гостиница на улице Советской, 26 — до войны здесь находился отель «Торговый», а вторая гостиница появилась в доме №10 на Социалистической.
До Второй мировой в Гродно насчитывалось несколько отелей. «Рояль», «Славянский», «Европа» в годы военного лихолетья сильно пострадали. «Европу» так и не восстановили. В здании, где находился «Славянский», разместили органы городской администрации.
В сентябре 1944 года горисполком установил временные тарифы по оплате за услуги гостиниц. Так, проживание в одноместном номере в сутки обходилось постояльцу в 12 рублей. Место в номере для двоих человек стоило 10 рублей, а в номерах для троих и более — 8 рублей с гражданина. Такие номера, в частности, имелись в гостинице на улице Советской, 20 (ранее это был дом №26), известной старожилам нашего города как гостиница «Белорусь». Старая гостиница больше напоминала общежитие: в огромных комнатах селили по нескольку человек, удобства — на этаже. Уж более четверти века это здание пытаются отремонтировать, но до сих пор, к сожалению, не видно перспектив с его вводом в эксплуатацию.
На первый-второй рассчитайсь!
Хозяйством из двух гостиниц руководил Гродненский трест гостиниц. В ноябре 1944 года в горисполкоме приняли решение: коль здание на углу улицы Коминтерна (ныне Карбышева) и Энгельса (улица Городничанская) было когда-то гостиницей и насчитывало 18 номеров на 85 мест, необходимо перевести туда гостиницу №1. Кроме того, на первом этаже здания работал ресторан, известный как «Рояль». Однако все комнаты там оказались заняты организациями: облторгом, трестом столовых и ресторанов и дорстроем. Но конторы довольно быстро выселили, и в гостинице начали принимать постояльцев. К концу 40-х гродненские гостиницы могли одновременно разместить 120 гостей нашего города.
Интересно, что они были безымянными и различались по порядковым номерам. Та, что на улице Социалистической, — 1-й номер, а гостиница на улице Советской — 2-й. Как следовало из документов, первая размещалась в здании, которое не отвечало требованиям для гостиниц. Добавим, что этот жилой дом был возведен в 70-х годах XIX века семьей купца А. Фрумкина. В начале 50-х гостиницам дали наименования: №1 стала называться «Неман», а №2 — «Белорусь» (писали именно так).
В номерах гостили кинозвезды
В послевоенные годы эти старейшие гостиницы принимали известных в Советском Союзе артистов, музыкальные и театральные коллективы. В них останавливались джазовый оркестр Эдди Рознера, артисты Краснознаменного имени А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской армии, артисты Государственного академического Большого театра Союза ССР и Музы-кально-драматического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Московского театра имени Ленинского комсомола. Здесь гостили популярные актеры театра и кино: Татьяна Окуневская, Павел Молчанов, Георгий Юматов, Муза Крепкогорская, Нонна Мордюкова, Леонид Харитонов и другие.
В первой половине 60-х годов во время съемок художественного фильма «Я родом из детства» в одном из номеров гостиницы «Неман» на улице Энгельса, 20 жил начинающий актер Владимир Высоцкий. Перечисление великих постояльцев этой старейшей в городе гостиницы можно продолжить. В первой половине ХХ века здесь побывали майор Дуайт Эйзенхауэр — будущий президент США, германский кайзер Вильгельм II, чемпион мира по шахматам Александр Алёхин. К великому сожалению, сегодня от оригинального здания гостиницы осталась лишь одна стена и часть некогда богатого лепного декора.
Интрига с «Неманом»
К началу 60-х город разросся, бурно начала развиваться промышленность, и многочисленных приезжающих попросту стало негде размещать. И тогда принимается решение о строительстве новой гостиницы на 250 мест в самом центре Гродно — на Советской площади. Ее возведение началось в конце 50-х. Построили довольно быстро, и пришло время дать название. И здесь возникла интрига. Мнения чиновников, в чьей компетенции присвоение городских топонимов, разделились. Первоначально назвали «Неман», в сентябре 1961 года решением горисполкома —«Дружба». Но через месяц прежнее решение отменили. Точку в этом споре поставил обл-исполком: «Открыть с 10 января 1962 года в городе Гродно гостиницу «Неман» на 250 мест».
Эта гостиница имеет славную историю, она принимала таких выдающихся деятелей культуры и искусства, как Святослав Рихтер, Павел Лисициан, актеров театра и кино Ивана Любезнова, Сергея Мартинсона, Сергея и Кирилла Столяровых, Зою Федорову, Юрия Саранцева, Лидию Русланову, Льва Барашкова. Эти стены помнят актера и поэта Владимира Высоцкого, иллюзиониста и мага Вольфа Мессинга и многих-многих других известных в Союзе персон. Жаль, что портретная галерея современного отеля «Неман» не отражает того, какие постояльцы в нем побывали.
Как «Азот» построил «Беларусь»
В 60-е годы в Гродно возвели азотнотуковый завод. Этому градообразующему предприятию среди прочих задач ставилось содействие развитию городской инфраструктуры. Горисполком 7 октября 1964 года принимает решение об отводе Гродненскому азотнотуковому заводу земельного участка площадью до 0,9 гектара под строительство 7-этажного здания гостиницы на 302 номера на углу улиц Горького и Калиновского. Кстати, сегодня лишь немногочисленные гродненцы помнят о том, что и к строительству главного корпуса Гродненского государственного медицинского университета на Горького причастен азотнотуковый. Это здание начинали строить в первой половине 60-х годов как профессионально-техническую школу гиганта большой химии.
А новая гостиница, которой впоследствии дали название «Беларусь», стала одной из визитных карточек Гродно. В ней останавливались прибывавшие в наш город с визитом известные советские деятели культуры, науки, звезды советского спорта.
Читайте также:
Машина времени: Каким был ресторан на железнодорожном вокзале полвека назад
Машина времени: старые кафе на Советской
Машина времени: почему гродненскую пивную прозвали «У Христа за пазухой»
Из истории гродненских пивных: «пьяный угол» и «биржа»
Чайная без чая, или За что гродненцы любили полуподвальную студенческую столовку
Машина времени: как за неделю в СССР провели денежную реформу
Рождение дефицита, или Что было на столе у гродненцев в послевоенные годы
Гродно после войны: почему все машинки для стрижки в парикмахерских были неисправными
Гродно после войны: карточки на память делали трофейными фотоаппаратами
Машина времени: Как в жизни гродненцев появились телевизоры
Гродно после войны: как восстанавливали театры, кино, библиотеки и городской парк
Гродно после войны: в 1945-м в школу шли по призыву
В начале 1945-го по улицам Гродно ездило 5 легковых машин и 8 мотоциклов
Когда Гродно был зеленым. В апреле 1946-го на улицах города посадили 15 тысяч деревьев
Гродно после войны: Первыми в 44-м заработали рынки и кинотеатры