Кто и как зарабатывает на лесе
Гродненская часть национального парка «Беловежская пуща» может предложить охотничью романтику и жизнь среди глухого, девственного леса. То, о чем волнуются на польской стороне заповедника, где цивилизация с каждым годом отвоевывает все больше места. Но и «натуральная природа» требует капиталовложений.
Генеральный директор национального парка «Беловежская пуща» Александр Бурый на минувшей неделе в среду обсудил с коллегами маркетинговую концепцию трансграничного туризма. На встрече в доме Тышкевича решали, как привлечь деньги для строительства инфраструктуры в пуще.
— Беловежская пуща — уникальный туристический объект, который ежегодно принимает десятки тысяч гостей со всего мира. Однако потенциал национального парка намного больше. Из стран Западной Европы к нам «течет» пока лишь ручеек туристов, а должен быть полноводный поток. По оценкам специалистов и экологов, максимальное количество туристов, которые могут посещать пущу, — 10 миллионов человек в год. Это не нанесет урона заповеднику, — говорит Александр Бурый.
Гендиректор заметил, что гродненская часть пущи сегодня получила приоритет в инвестициях со стороны парка.
— В объекты на территории Гродненской области мы вложили 14 миллиардов рублей, в Брестской области — 6 миллиардов. Однако из бюджета Гродненской области пока не видим капиталовложений в развитие национального парка. Нужно прокладывать асфальт там, где это разрешено, реконструировать и строить гостиницы. Рядом с домом Тышкевича (его реконструкцией собираются заняться в этом году. — Прим. ред.) уже строится один отель. Но этого мало. В планах — работа с такими интересными объектами, как Летняя академия и Войтов мост. Для меня территория пущи в Гродненской области вызывает больший интерес, чем другие. Здесь находятся более зрелые леса, сохранена уникальная флора и фауна, — отмечает Александр Бурый.
Въехать на территорию национального парка в районе Свислочского лесничества, если ты не официальный турист, гость или охотник с лицензией, не получится. Разрешение на проезд по заповедным местам нужно получать заранее.
На территории лесничества открыто несколько небольших гостевых домов. В доме графа Тышкевича — небольшая гостиница на несколько комнат, а еще бильярд, камин, кухня. Самые основательные и долгосрочные посетители — охотники. Проживание в гостиничных номерах на базе лесничества стоит около 150 тысяч рублей с человека. Снять весь дом Тышкевича на сутки обойдется в 1,8 миллиона. Платить за трофеи нужно отдельно. Охота считается состоявшейся, если произведен хотя бы один выстрел. За раненого зверя также необходимо платить.
Для иностранца прейскурант значительно дороже, платных позиций больше, и ему отдельно нужно покупать мясо.
Царская охота на золотую медаль
Наиболее дорогая охота в Беловежской пуще на белорусской стороне — это охота на зубра.
Согласно прейскуранту, стоимость охоты на зубра в национальном парке «Беловежская пуща» колеблется от 10 000 евро за животное без медали до 40 000 евро за самца зубра с золотой медалью (золотая медаль — это трофей, оцененный в 170 очков CIC и выше). В год выдается примерно три-четыре разрешения.
Егерь Свислочского лесничества Андрей Семенчук рассказывает, что разрешено охотиться но только на выбракованных особей, которые не участвуют в размножении и принадлежат к резервному генофонду. Как правило, к ним относятся самки старше 18 лет и самцы старше 14 лет, а также больные, изгнанные из стада самцы.
В охоте на зубров прежде всего ценятся трофеи. Рогатую голову и шкуру зверя измеряют и оценивают по специальной международной системе — CIC (conseil international de la chasse), учитывающей типичность, симметрию и красоту рогов. К высоким баллам прилагаются медали (бронзовые, серебряные, золотые). Чем выше итоговый балл, тем дороже добытый зверь.
— Как вы узнаете, когда можно выдавать выдать разрешение? — спрашиваем Андрея.
— Мы наблюдаем за животными, видим, какое старше, какое истощено или шерсть поредела и облезла. Фотографируем, советуемся с учеными, — отвечает егерь. — Охотника доставляем на место, где находится стадо. Выбираем в бинокль нужного зубра и указываем, что можно стрелять. Чаще всего проводят охоту на дикого кабана. В этот раз она разрешена круглый год. Как правило, охота загонная, с собаками. Загонщики — егеря, около 20 человек с лайками. Собаки поднимают зверя и гонят на охотников, которым остается только выстрелить. Правда, иногда случается, что стадо вспугнет шум. Живые махины по полтонны несутся сквозь лес… Вот тогда охотники получают дополнительный адреналин, прячутся за деревья.
Глухой турист не услышал ревущих оленей
Егерь Андрей Семенчук много лет занимается любимым делом. Несмотря на то что Андрей сопровождает охотников, зверя любит. Уверен, что уважающий себя охотник не будет стрелять, к примеру, в свиноматку с поросятами. И делится охотничьими байками:
— Примерно 90% зверей отстреливают иностранцы. Самые лучшие стрелки — немцы. Финны почему-то попадают в цель не всегда. Россияне вообще могут себе позволить проспать утро или вовсе не выходить из номера. Приехал как-то раз с подругой глуховатый турист из России, заказал охоту на ревущего оленя (осенью, во время гона). Приезжаем на место. Кругом олени, самцы ревут, а турист возмущается: «Где олени?» «Кругом олени!» — кричит подруга, испугавшись рева. Но так и не нашел наш гость добычу. А олени-то в этот период ничего не замечают, стремятся побиться за самку. Подпускают к себе близко. А в обычное время это самый хитрый зверь. Всегда уведет охотника от стада или сам скроется, почуяв человека по запаху.
Справка «ВЭ»
За 2013 год на территории Свислочского лесничества отстреляно 100 кабанов, 30 оленей, 5 косуль. За январь этого года — 30 кабанов и 2 оленя.
Самые редкие звери — рыси и барсуки. Обнаружено 3 норы барсука и 5 особей рыси. Лосей насчитывается 40 особей, а для устойчивого развития популяции необходимо 100. Стадо зубров состоит из 35 особей.
Читайте также:
От музея лаптей до электромобилей. Проекты еврорегиона «Беловежская пуща»