Программист из Лиды о предстоящем полете на Марс: это не реалити-шоу, на кону – человеческие жизни

Михаил Румянцев может стать одним из первых жителей на Марсе. Он уже прошел отбор и попал в число претендентов, чтобы лететь на красную планету. Молодой человек настроен решительно и его не пугает, что космический корабль на Землю уже не вернется.

Фото vk.com

Путешествие в один конец предусмотрено проектом Mars One. Организаторы предложили смельчакам со всего мира отправиться на Марс. Правда, для этого им нужно пройти жесткий отбор и серьезную подготовку, и только через десять лет четверка избранных станет первопроходцами. Всего планируют отправить более двадцати человек

24-летний Михаил считается одним из самых перспективных претендентов среди 1058 человек. Он уверен, что полет на Марс — не авантюра, и готов пойти на риски.

— У меня не было сомнений, стоит ли участвовать в проекте. Стремление к новому — это одна из целей моей жизни. Но даже если на Марс полечу не я, а кто-то другой, все равно это будет успех науки, — поясняет молодой человек.

Сейчас он должен пройти медицинское обследование, чем и займется в ближайшие месяцы. Потом — психологические и физические тесты.

Смогут ли выжить?

На затею Михаила полететь на Марс окружающие отреагировали по-разному: родители отнеслись с небольшим непониманием, а друзья, наоборот, поддерживают. Есть скептики: они утверждают, что прожить на Марсе невозможно и дня — слишком силен радиационный фон. Но парень настроен оптимистично: каждый день следит за ходом проекта и знает все нюансы.

— Климат и рельеф Марса позволяют построить специальные модули жизнеобеспечения. Первое время условия будут тяжелыми. Но технически проект реализуем. Главное — защита от радиации. Последние исследования показали, что ее уровень не будет смертелен.

Михаил считает, что в команде он несомненно принесет пользу:

— По образованию я инженер-электронщик, увлекаюсь наукой и технологиями. Сейчас работаю программистом в одной минской фирме. До отправки на Марс еще есть время подготовиться, чтобы выполнять нужные задачи.

К слову, планируется, что каждый член команды до отправки в космос получит дополнительную специальность: кого-то будут обучать медицине, кого-то — работе с техникой.

У марсонавтов времени на интернет не будет

— Организаторы обещают, что в «марсианских квартирах» можно не только изучать планету, но и читать книги и сидеть в интернете…

— Думаю, первым поселенцам будет явно не до досуга. Они станут делать все возможное, чтобы выжить. К тому же каждые два года собираются отправлять следующих участников, и марсонавты будут готовить для них пространство.

Жить колонисты собираются в специальном помещении — «капсуле». Первое время используют продовольственные запасы, которые прибудут вместе с экипажем. В дальнейшем еду вырастят в теплицах. Это и будет питанием на все оставшееся время. Однако испытания ожидают не только на самой планете, но и во время путешествия. Полет на Марс продлится семь месяцев. Не исключено, что экипаж может погибнуть, так и не долетев до места назначения.

— Неужели такой полет под силу людям?

—Я люблю сравнивать участников Mars One с колонистами Северной Америки. Они ведь не брали с собой чрезмерные запасы продовольствия и рассчитывали начать жизнь заново на другой земле. Не стоит забывать, что человек изначально тропическое существо. Даже если взять белоруса: мы не можем прожить в нашем климате без одежды и тепла. Точно так же и на Марсе: жить можно, просто нужны технические достижения, которые сложнее наших бытовых условий.

— Как будете справляться с замкнутым пространством? По Марсу просто так не прогуляешься…

— Марсонавтов обеспечат специальными костюмами — и в них можно выходить на поверхность. Да, это не то же самое, что прогуляться по улице. Но в команде не будет случайных людей. С их подготовкой изоляция не станет проблемой.

Путешествие покажут по телевизору

Одно из условий проекта — согласие участника на трансляцию его марсианской жизни онлайн. Многие в предвкушении того, что по телевизору можно будет увидеть и кратеры, и силу гравитации. Однако некоторые считают, что это может стать еще одним реалити-шоу, как «Дом-2».

— У меня язык не поворачивается назвать подобный проект словом «шоу». Во-первых, на кону человеческие жизни, во-вторых, организаторы преследуют совсем другие цели, нежели показать людей за стеклом. Конечно, внимание медиа будет приковано к участникам, но превращать проект в развлекаловку никто не собирается, — объясняет собеседник.

Самым спорным моментом оказалось условие, что первые поселенцы назад не вернутся. По словам Михаила, на сегодняшний день нет таких технологий, которые позволяют полететь на Марс и вернуться обратно. Нужны огромные запасы топлива.

Молодой участник — реалист, и на вопрос, чем бы занялся в последний день перед тем, как навсегда покинуть планету, ответил, что будет готовиться к полету.

— У меня в запасе как минимум десять лет, чтобы сделать простые, но в то же время важные вещи — например, встретиться или позвонить дорогим людям, — говорит Михаил.

Справка «ВГ»

Mars One — это частный проект, которым руководит голландский ученый Бас Лансдорп. Стоимость задумки оценивается в 6 миллиардов долларов. Сейчас вся подготовка направлена на отправку первого посадочного модуля, которая запланирована на 2018 год. Он же должен выбрать оптимальное место для заселения. Планируется, что уже в 2023 году высадят первую группу поселенцев, через два года — вторую, а к 2033 году население колонии должно достигнуть 20 человек.

Кстати

В январе стали известны результаты первого этапа. Из более 200 тысяч кандидатов со всего мира выбраны 1058 человек, из них пятеро белорусов — трое мужчин и две женщины.

 

Читайте также:

Покоритель Эльбруса из Гродно: «Когда зашел на вершину — заплакал»

Пешком по Крыму: в дороге спасало белорусское сало