Может ли врач отказаться делать аборт, обсуждают депутаты и гродненцы
Врачи могут получить право отказаться делать аборт. Это позволят новые поправки в Законе «О здравоохранении». Сейчас изменения обсуждаются, а депутаты уже приняли их в первом чтении.
Поправки не отменят в Беларуси легальные аборты. У женщины по-прежнему сохраняется право прервать беременность по собственному желанию. Просто отказ врача не будет нарушать должностную инструкцию, а женщине предложат другого специалиста. Понятно, что независимо от своих религиозных убеждений и отношения к абортам врач прервет беременность по медицинским показаниям, если она угрожает жизни и здоровью пациентки.
Сегодня аборты запрещены более чем в ста странах. Табу на процедуру действует в Испании, Португалии, Швейцарии, Израиле, Мексике, Бразилии. Есть и оборотная сторона такого запрета. В соседней Польше, где аборт не разрешен, уже несколько лет процветает женский «туризм»: польки едут за границу, чтобы сделать аборт. Те, кто побогаче, выбирают Великобританию или Австрию, с более скромными средствами — Болгарию, Украину или Россию.
В Беларуси аборт разрешается при сроке в 12 недель и менее, свыше 12 недель — при медицинских, немедицинских и медико-генетических показаниях. На сроке до 22 недель аборт возможен по одной из двух немедецинских причин: женщина забеременела в результате изнасилования или по решению суда лишена родительских прав. Это разрешение дает комиссия по прерыванию беременности.
Светлана Купрашевич, главный внештатный акушер-гинеколог города Гродно:
— Нововведение облегчит работу гинекологов, которые в силу религиозных или нравственных убеждений не согласны прерывать беременность.
В этом случае права пациентки не пострадают — аборт сделает другой специалист. Но главное, что к таким женщинам нужен особый подход. С пациенткой, которая желает прервать беременность, работают психологи и психотерапевт.
Мы показываем ей кабинет бесплодия и говорим, сколько женщин после аборта всеми силами пытаются забеременеть. На некоторых безотказно действует макет 12-недельного эмбриона — будущего ребенка.
И женщины делают выбор. Нередко встречаешь бывших пациенток: несколько лет назад девушка хотела отказаться от ребенка, а теперь это счастливая мама, которая говорит нам спасибо.
Ольга Шульга, директор Гродненского детского хосписа:
— По своему окружению знаю: врачи, которые против абортов, их и не делают. Если примут поправки — это будет официально разрешено.
Между тем есть и другая проблема, которая давно не решается.Аборт — это, как правило, следствие недостатка сексуального воспитания.
В школах есть занятия по математике, истории, даже хореографии, но никто не учит, как правильно предохраняться или планировать семью.
Анастасия, студентка:
— Когда врач давал клятву Гиппократа, он обещал не навредить. Вдруг убийство нерожденного ребенка принесет женщине как физическую боль, так и моральные страдания.
Все мы слышали о депрессиях, которые начинаются после аборта: нерожденные дети преследуют в мыслях и снах. Лучше не отказываться от этого маленького беззащитного человечка. Каждый должен думать о продолжении своего рода.
Лариса и Илья, экономисты:
— К абортам относимся отрицательно: не одобряем, но в то же время понимаем, что у каждого есть право выбора. Это личное дело как женщины, так и врача.
Понятно, что если рождение ребенка может угрожать жизни матери, то медики должны руководствоваться этим соображением. На вопрос, имеет ли право врач отказываться от аборта, ответить однозначно нельзя.
Анна, врач:
— Аборт — это однозначно плохо. Но люди есть разные. И если все врачи откажутся от абортов, женщины прибегнут к «левым» способам прерывания беременности, а потом их будет спасать «скорая».
И мы часто слышим, как матери, едва родив нежеланного ребенка, подбрасывают его куда-нибудь. Это страшно.
Юля, Марина, студентки:
— Мы не одобряем аборт, кроме тех случаев, когда рождение угрожает жизни матери и ребенка.
Есть истории, когда УЗИ показывает, что ребенок будет инвалидом, но он появляется на свет и приносит счастье в семью.
Марианна, воспитывает детей:
— Я многодетная мать: есть как свои, так и приемные дети. Но всех я люблю как родных. Дети — это счастье. Их надо любить, аборт — это грех.
Я считаю, что нужно больше пропагандировать здоровую полноценную семью. Конечно, для многих врачей аборт неприемлем, и они имеют право отказаться.
Сестра Магдалена:
— Очень хорошо, если это нововведение вступит в силу. Аборт — это как убить живого ребенка ножом.
Никто не имеет права посягать на жизнь неродившегося малыша, и врачи должны отказываться от этой операции.
Михаил, рабочий:
— Слава богу, не приходилось сталкиваться с проблемой абортов. Каждая женщина делает свой выбор: вдруг финансовое положение не позволяет содержать ребенка или рядом нет мужчины и ее пугают трудности.
В то же время, если пошел во врачи-гинекологи, должен делать свою работу.
В тему
Гродненские специалисты отмечают, что количество абортов снижается. В 2005 году на 100 родов приходилось 30 случаев прерывания беременности, в 2012 году — в два раза меньше.
Читайте также:
В Гродно до сих пор не поставили ни одного диагноза «грипп»
В гродненской поликлинике пациенты полгода лечатся без участкового