Министр образования: Через два года количество абитуриентов сократится наполовину

Министр образования Сергей Маскевич— о реорганизации высшей школы, новых требованиях к абитуриентам, о том, где недосчитались первокурсников, зачем нужны электронные учебники и за счет чего поднимут зарплату учителей.

Фото: belta.by

Министр образования Сергей Маскевич— о реорганизации высшей школы, новых требованиях к абитуриентам, о том, где недосчитались первокурсников, зачем нужны электронные учебники и за счет чего поднимут зарплату учителей.

Высшая школа страны уже несколько лет пытается повернуться в сторону практики. На уровне министерства меняются организационные подходы и стандарты. В региональных вузах незаметно, но болезненно происходит маленькая революция в привычной и отработанной структуре управления.

Предстоит серьезная конкуренция вузов между собой

В чем заключается оптимизация, которая проходит в вузах страны?

— Сейчас происходят процессы, которые направлены непосредственно на повышение качества и эффективности образования. Кроме требований к уровню знаний абитуриентов, это формирование практико-ориентированной подготовки студентов уже на первой ступени высшего образования, сокращение сроков обучения на первой ступени до 4-х лет и появление практико-ориентированной магистратуры (переход от модели 5+1 к модели 4+2 или 4+1).

Отсюда и задачи у каждого вуза: исходя из своих возможностей и мирового опыта, потребностей рынка труда, определить свое видение того, какие специальности нужны на первой ступени, какие будут в магистратуре, и в связи с этим формировать набор. Необходимо видеть при этом всю гамму возможностей на рынке труда страны в перспективе и учитывать, что количество абитуриентов — граждан РБ в течение 2011–2015 годов сократится примерно вдвое. Следовательно, предстоит серьезная конкуренция вузов между собой. Особенно региональных со столичными при формировании так называемого платного набора.

Надо определиться — ориентироваться на наукоемкие программы обучения или на практико-ориентированные. Раньше с экономической точки зрения было возможно, например, осуществлять прием одновременно на педагогические (характерны для пединститутов) и научные (характерны для классических университетов) программы, теперь так не получится. Обязательное требование сегодняшнего дня: выпускник должен быть максимально готов к профессиональной деятельности. В свою очередь Министерство образования будет поддерживать региональные вузы через систему целевой контрактной подготовки.

Как меняются и будут меняться требования к преподавательскому составу?

— Требования будут повышаться в соответствии с изменениями самих образовательных программ. Основная масса студентов поступила сегодня учиться по 4-летним программам (еще в прошлом году многие поступили на 5-летние программы) первой ступени. Это значит, что через 4 года количество студентов в вузе уменьшится на 20%, а вместе с этим уменьшится и общий объем учебной работы. Кроме того, в течение пяти лет в ряде вузов количество студентов за счет демографической ситуации и повышения требований к абитуриентам снизится наполовину. Сокращение неизбежно.

В ближайшее время будет стоять вопрос о сокращении штатов, занятых в учебном процессе. Причем, чтобы решить проблему занятости, нужно искать возможности, как привлечь зарубежных студентов. Для этого необходимо стремиться к высоким результатам в международных рейтингах.
Важно развивать другие виды учебной деятельности: последипломное образование, подготовку к поступлению в вузы, подготовку к жизни в целом. Необходимо заниматься наукой, исследованиями, особенно прикладными, развивать магистратуру. Нужно пересматривать структурную организацию университетов.

Хочу подчеркнуть: предстоит серьезная работа в каждом вузе. И могу сказать смело, большинство университетов к этому не готово, большинство стремится последние силы отдать, чтобы защитить достигнутые завоевания. Университеты должны более органично встраиваться во все социально-экономические сферы жизнедеятельности страны. Особенно важно взаимодействие вуза с производственной сферой, с бизнес-сообществом. В соответствии с решением Совета Министров такая модель комплексного взаимодействия университета с отраслями экономики в настоящее время отрабатывается в БГТУ. Преподаватель, сотрудник университета обязательно должен быть профессионально готов к инновационной работе на своем участке, быть ответственным за результаты своей работы, постоянно учиться.

Какие задачи в связи с этим появились, в частности, у ГрГУ имени Янки Купалы?

— В университете сами должны решить, какие сделать усилия, чтобы не потерять классическую составляющую и высокий в целом уровень академической деятельности. Необходимо поддержать научные школы, которые сформировались. Они должны быть использованы для подготовки магистров. Мне кажется, именно это может стать основной темой в плане экспорта услуг высокого интеллектуального уровня. Я вижу здесь хороший потенциал у биологов, математиков, физиков, филологов, юристов, историков. Особенно с учетом процессов на постсоветском пространстве и исторических ценностей нашей страны. И самое срочное, что нужно сделать, — организовать подготовку в магистратуре на английском языке. Экспорт услуг в магистратуре — это возможность для роста. Этим будет определяться имидж университета и его перспектива.

Второе: нужно, безусловно, не потерять рынки по общим гуманитарным специальностям, потребность в которых среди абитуриентов высока. Я имею в виду специальности правоведческого плана, экономические, журналистику. Спрос на них есть всегда, и нужно не проиграть столичным вузам — проводить пиар-кампании, работать с конкретными людьми. Необходимо ориентироваться в том, какова в регионе потребность в подготовке кадров педагогических специальностей, обеспечить качество. Университет хорошо работает со школами, лицеями и гимназиями Гродно и области. Это очень важно. Однако следует еще раз вернуться к вопросу университетского лицея, осмыслить и обсудить его на университетском и региональном уровне. Для своего развития ГрГУ практически не использует возможности своих колледжей. Но это только самые общие направления. Поиском инновационных научно-образовательных проектов необходимо профессионально заниматься как руководству университета и университетским службам, так и каждой кафедре.

Проходной балл будет расти?

Если говорить об итогах вступительной кампании этого года: где недосчитались абитуриентов?

— В региональных вузах был недобор на отдельные специальности. Однако при этом нужно учитывать, что количество заявленных вузами контрольных цифр приема примерно на 40% больше, чем абитуриентов. Каждый из ректоров должен был понимать, что эта заявка нереальна. Все они знали, что если в прошлом году поступили на первый курс 87 тысяч абитуриентов, то в этом будет значительно меньше. Так и получилось — на эти же места в 2013 году претендовали менее 70 тысяч человек. Большинство региональных вузов испытало трудности, особенно там, где плотность населения меньше (Витебская область), где хуже поработали со школами в плане проф-ориентации, рекламы. Вместе с тем следует отметить, что отдельные вузы успешно справились с планом набора на бюджетную форму. Например, не было проблем с выполнением плана набора на бюджет у гродненских вузов.

Как вы оцениваете результаты повышения до 20 баллов минимального тестового балла в вузы?

— Год назад, принимая такое решение, мы исходили из того, что необходимы были неотложные меры для повышения качества подготовки специалистов. Это подразумевает и повышение уровня подготовки абитуриентов. Минимальный балл настраивает на достижение результата, на работу.

Раньше выпускники школ знали: если на бюджет не попадут, на платное отделение их возьмут в любом случае. Увы, но мы постоянно наблюдали такую картину: есть абитуриенты, которые по всем оценкам случайно сориентированы в вуз — у них нет ни нацеленности, ни подготовки. Как вы думаете, сколько выпускников способны освоить нынешние программы высшего образования? Серьезные исследования показывают — не более 50%. Я положительно оцениваю решение об установлении минимального проходного балла для участия в конкурсе на зачисление в вузы. Это стимулирует учебу в школе.

По итогам вступительной кампании 2013 года примерно 36% оказались не готовы преодолеть минимальный барьер. Уверен, что если проходной балл не повышать, то процент абитуриентов, не набравших его, будет уменьшаться, абитуриенты будут стремиться лучше подготовиться к вступительным испытаниям. Кстати, в этом году закончили среднюю школу примерно 59 тысяч человек, а успешно сдали централизованное тестирование примерно 70 тысяч. Это значит, что справились с тестами и многие выпускники колледжей, и выпускники школ прошлых лет. В следующем году у нас в республике будет 54 тысячи выпускников средних школ.

Требования к абитуриентам будут повышаться и дальше?

— Я считаю, что уровень требований еще недостаточен, если на первый план ставить качество образования. Мы все должны четко понимать, что, когда несколько лет назад набирали 100 тысяч первокурсников, заведомо выполняли социальный заказ, но высшего образования тут нет. И сегодня реально обеспечить высокое качество при наборе не более 50 тысяч человек.

На мой взгляд, ограничения по баллам — это наиболее правильный и справедливый способ, и минимальный тестовый балл может быть еще выше. В России он более 30. Есть, конечно, и другие способы повышения качества высшего образования. Во Франции, например, можно поступить в вуз без экзаменов, но заканчивают его 15–20% от поступивших.

Профтехучилища объединили базу 

Как прошла вступительная кампания в профессионально-технические колледжи, училища? Пришли ли туда те, кто отсеялся на тестировании?

— В этом году пришло значительно больше учащихся на основе среднего образования. Еще нет окончательной статистики, но это заметно.

А в системе проф-техобразования смогут принять всех желающих? Ведь в последние годы колледжи, особенно на селе, объединяются, какие-то закрываются.

— Определенная оптимизация происходит, но речи не идет о том, чтобы закрывать училища, передавать здания. Если нет где-то набора — да, присоединяйтесь, объединяйтесь, организуйте производственную деятельность. В этом году выделили целевые деньги, примерно 19 миллиардов рублей, на создание ресурсных центров. Развивать или даже сохранять в каждом колледже свою производственную базу нецелесообразно, многие готовят электриков, парикмахеров. Для строителей в Гродно, например, достаточно организовать одну современную площадку, чтобы обеспечить подготовку по самому высокому техническому и методическому уровням.

Планируем на базе некоторых профучреждений организовать общеобразовательные районные лицеи, чтобы можно было талантливых, умных детей обучать. В Минской области так уже делают, это выгоднее, чем возить каждый день учеников в школу. В Гродненской области такие проекты также рассматриваются.

В сентябре студенты в одном из колледжей Гродно вместо уроков красили кабинеты, ездили на сельхозработы, чтобы перечислить средства на ремонт. Что же важнее: учиться или трудиться?

— Нужно включать и учащихся, студентов в созидательный труд во благо родной школы, колледжа, вуза. Не может быть классического духа школы, если там своим трудом не создаются какие-то ценности. Но при этом важно научить трудиться, не заставить, а убедить, что этот труд важен. Ни в коем случае это не может быть принудительно или непрофессионально организовано.

Учитель должен быть умнее Google

В школах, как эксперимент, появились электронные дневники и учебники, обучающие электронные программы. Когда практика станет массовой?

— Новые технологии: электронная школа, планшеты — это различные средства, которые должны помочь учиться. Они настроены на то, чтобы ребенку хотелось заниматься. Однако порой мы ошибочно думаем, что если дадим планшет или широкополосный выход в интернет, то образовательный процесс произойдет сам собой. Увы, но нужно каким-то образом «заставить» ребенка работать. Педагог своим творчеством должен, обязан создавать среду, где ученик вынужден будет учиться, получать знания, если хотите, «пахать» на свое будущее. Нужно постоянно придумывать, и делать это с помощью электронных средств. В некотором смысле учитель должен быть умнее Google, чтобы пробуждать интерес к получению знаний.

Это значит, что вместе с инновациями станет меньше бумажной отчетности, что вырастет и зарплата?

— Именно над этим и работаем. Будем обязательно поддерживать инновационно работающих педагогов, в том числе и через повышение их заработной
платы.

Кстати

Сколько должно быть преподавателей и чиновников в вузе

В каждом вузе действуют нормативы штатной численности и профессорско-преподавательского (ППС), и административного и учебно-вспомогательного (АУ и УВ) состава, которые привязаны к количеству обучающихся в нем студентов, магистрантов и аспирантов. Сегодня в среднем на единицу ППС приходится 10 студентов, АУ + УВ — 8,5. Второй показатель связан с руководителями — ректоров, проректоров и т. д. не может быть более 20% от всего количества АУ и УВ. В рамках такого подхода проводится также 15-процентное сокращение АУ и УВ. В настоящее время разрабатываются новые нормативы для ППС, которые будут учитывать особенности трудозатрат при реализации различных образовательных программ и специальностей.

Справка «ВГ»

Маскевич Сергей Александрович. Министр образования Республики Беларусь с декабря 2010 года. Доктор физико-математических наук, профессор. С 1 ноября 1997 года по март 2005 года — ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

С 2005 по 2010 избирался депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 3-го созыва и 4-созыва по Гродненскому — Центральному избирательному округу №52, 50. Женат, имеет двух сыновей.

 

Читайте также:

В гродненском медуниверситете будут изучать ДНК человека

Директор гимназии №9 рассказал, почему нельзя убрать забор вокруг школы