В начале 1945-го по улицам Гродно ездило 5 легковых машин и 8 мотоциклов

В первые годы после войны в городе не хватало рабочих рук и стройматериалов. Горожане разбирали кирпичные дома, чтобы восстановить железнодорожный вокзал. Процветали полукустарные артели, которые насыщали рынок ширпотребом.

Возле главного входа на Скидельский рынок. Фото из коллекции А. Ершова.

Гродно. Мелочи жизни

Этот цикл публикаций – итог многолетнего кропотливого труда гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина по сбору материалов и документов, отражающих жизнь гродненцев в первые послевоенные годы. Восстанавливался город, оживали промышленность, культура, наука, спорт. Каково приходилось простому человеку, как и где он трудился, учился, проводил свободное время, во что одевался, в какие магазины ходил и что в них покупал?

Жигулевское пиво полилось рекой

Во время войны оказались уничтожены полностью или сильно пострадали стекольный, фанерный заводы, обувная фабрика и хлебозавод. От табачной фабрики остались коробка и часть оборудования. Та же судьба постигла и лесопильный трехрамный завод — уцелел он частично. А вот лесопильному заводу №1 повезло больше — сохранился полностью. Как и обе мельницы.

К середине октября 1945 года заработали два кожзавода, мебельная фабрика, чугунно-литейный завод, мельницы, кофейно-плиточная фабрика и маслозавод.

8 августа ожил пивоваренный завод, на котором до конца месяца сварили 35 тысяч литров жигулевского пива. В начале октября табачная фабрика произвела первую партию папирос. 

Немецкие военнопленные помогали восстанавливать город

Обыденная жизнь гродненцев не отличалась разнообразием. Основная забота в то время — обеспечение семьи, домочадцев хлебом насущным. Предприятия с трудом восстанавливались, рабочих мест не так много.

Повсеместно, как на предприятиях, так и в строительстве, использовался труд немецких военнопленных, вплоть до самой их репатриации в Германию. Так, на изразцово-плиточном заводе №19 в августе 1944 года на производстве числилось 50 человек, а основной рабочей силой являлись военнопленные.

Катастрофически не хватало квалифицированных специалистов. Восстановление разрушенного городского хозяйства, возведение новых промышленных предприятий потребовало притока рабочих кадров. Главным образом пополнение происходило двумя путями. Во-первых, в город прибывали сельчане. Они шли в строители, поступали в школы фабрично-заводского обучения. Второй поток — специалисты, управленцы и члены их семей, которые приезжали не только из восточных областей БССР, но и со всех уголков Советского Союза.

Дома на Советской разобрали на кирпичи

В августе 1944 года на кирпичном заводе №20 работало 30 человек. Они вручную производили остро необходимые кирпич, черепицу, известь.

Положение со строительными материалами в Гродно сложилось крайне тяжелое. Кустарное ручное производство не удовлетворяло потребностей в материале. Поэтому приходилось частично или полностью разбирать разрушенные здания.

Например, 19 марта 1945 года Управлению строительно-восстановительных работ Белостокской железной дороги передают четыре дома в центре города — №№2–8 на улице Советской, чтобы вторично использовать стройматериалы при восстановлении вокзала, паровозного и вагонного депо, механических мастерских и служебных зданий. Причем УСВР Белостокской железной дороги должно было справиться с задачей к 15 мая 1945 года. Понятно, что от строений не осталось и следа. Впоследствии на их месте появился Дом профсоюзов.

Руины разбирали даже подростки

Разобрали не только эти дома. Существенным резервом стройматериалов стали разрушенные здания в районе нынешней Советской площади. Коммунальщики привлекали к разборке подростков и молодежь. Моя мама вспоминала, что выбранные из руин кирпичи складывали по сотням. Платили за это небольшие деньги.

Любопытно, что для горожан, занятых на восстановлении города, устанавливали нормы выработки. К примеру, за один час полагалось разобрать 60 штук кирпича при известковом растворе, а при сложном растворе — 40 штук. Норма очистки кирпича составляла соответственно 50 и 30 штук, а укладка в «клетки» — 325 штук за один час.

Спросом пользовался не только кирпич. Не менее ценными были балки, оконные переплеты, кровельное железо, рельсы и др. С мест разрушений их убирали под укрытия, укладывали штабелями.

Вид на Советскую площадь и улицу Крупской. Фото из коллекции Д. Короля.

«Красная звезда» выпускала ширпотреб

К концу 40-х годов в Гродно восстановлены и построены известковый завод, обувная и швейная фабрики, велосипедный завод, тонкосуконный комбинат, хлебозавод и молочный завод. Реконструировали городскую электростанцию.

В послевоенное десятилетие многочисленные артели обеспечивали горожан различными товарами и продуктами. В артели «Прогресс», например, шили обувь, мастерили кухонные столы, табуретки, щетки и кисти. «Красный пищевик» делал повидло и варенье, колбасные, хлебобулочные и кондитерские изделия. «Красный металлист» — ведра, тазы, детские игрушки. «Химкрас» — крем для обуви, чернила для письма. «Металлист» — кровати, жестяную посуду. «Красная звезда» — головные уборы, чулки, носки, верхний трикотаж.

Эти кустарные производства выпускали такие необходимые для нормального быта «мелочи» и давали работу сотням гродненцев. К примеру, в артели «Красная звезда» на
1 декабря 1951 года в 6 небольших цехах работало 106 человек.

На чем ездили после войны?

Основным транспортным средством в первые послевоенные месяцы стала гужевая повозка. В начале 1945 года в городе насчитывалась всего лишь 91 единица автомобильного транспорта, в том числе 5 легковых машин и 8 мотоциклов.

 

Читайте также:

Когда Гродно был зеленым. В апреле 1946-го на улицах города посадили 15 тысяч деревьев

Гродно после войны: Первыми в 44-м заработали рынки и кинотеатры