В начале 1945-го по улицам Гродно ездило 5 легковых машин и 8 мотоциклов
В первые годы после войны в городе не хватало рабочих рук и стройматериалов. Горожане разбирали кирпичные дома, чтобы восстановить железнодорожный вокзал. Процветали полукустарные артели, которые насыщали рынок ширпотребом.
Гродно. Мелочи жизни
Этот цикл публикаций – итог многолетнего кропотливого труда гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина по сбору материалов и документов, отражающих жизнь гродненцев в первые послевоенные годы. Восстанавливался город, оживали промышленность, культура, наука, спорт. Каково приходилось простому человеку, как и где он трудился, учился, проводил свободное время, во что одевался, в какие магазины ходил и что в них покупал?
Жигулевское пиво полилось рекой
Во время войны оказались уничтожены полностью или сильно пострадали стекольный, фанерный заводы, обувная фабрика и хлебозавод. От табачной фабрики остались коробка и часть оборудования. Та же судьба постигла и лесопильный трехрамный завод — уцелел он частично. А вот лесопильному заводу №1 повезло больше — сохранился полностью. Как и обе мельницы.
К середине октября 1945 года заработали два кожзавода, мебельная фабрика, чугунно-литейный завод, мельницы, кофейно-плиточная фабрика и маслозавод.
8 августа ожил пивоваренный завод, на котором до конца месяца сварили 35 тысяч литров жигулевского пива. В начале октября табачная фабрика произвела первую партию папирос.
Немецкие военнопленные помогали восстанавливать город
Обыденная жизнь гродненцев не отличалась разнообразием. Основная забота в то время — обеспечение семьи, домочадцев хлебом насущным. Предприятия с трудом восстанавливались, рабочих мест не так много.
Повсеместно, как на предприятиях, так и в строительстве, использовался труд немецких военнопленных, вплоть до самой их репатриации в Германию. Так, на изразцово-плиточном заводе №19 в августе 1944 года на производстве числилось 50 человек, а основной рабочей силой являлись военнопленные.
Катастрофически не хватало квалифицированных специалистов. Восстановление разрушенного городского хозяйства, возведение новых промышленных предприятий потребовало притока рабочих кадров. Главным образом пополнение происходило двумя путями. Во-первых, в город прибывали сельчане. Они шли в строители, поступали в школы фабрично-заводского обучения. Второй поток — специалисты, управленцы и члены их семей, которые приезжали не только из восточных областей БССР, но и со всех уголков Советского Союза.
Дома на Советской разобрали на кирпичи
В августе 1944 года на кирпичном заводе №20 работало 30 человек. Они вручную производили остро необходимые кирпич, черепицу, известь.
Положение со строительными материалами в Гродно сложилось крайне тяжелое. Кустарное ручное производство не удовлетворяло потребностей в материале. Поэтому приходилось частично или полностью разбирать разрушенные здания.
Например, 19 марта 1945 года Управлению строительно-восстановительных работ Белостокской железной дороги передают четыре дома в центре города — №№2–8 на улице Советской, чтобы вторично использовать стройматериалы при восстановлении вокзала, паровозного и вагонного депо, механических мастерских и служебных зданий. Причем УСВР Белостокской железной дороги должно было справиться с задачей к 15 мая 1945 года. Понятно, что от строений не осталось и следа. Впоследствии на их месте появился Дом профсоюзов.
Руины разбирали даже подростки
Разобрали не только эти дома. Существенным резервом стройматериалов стали разрушенные здания в районе нынешней Советской площади. Коммунальщики привлекали к разборке подростков и молодежь. Моя мама вспоминала, что выбранные из руин кирпичи складывали по сотням. Платили за это небольшие деньги.
Любопытно, что для горожан, занятых на восстановлении города, устанавливали нормы выработки. К примеру, за один час полагалось разобрать 60 штук кирпича при известковом растворе, а при сложном растворе — 40 штук. Норма очистки кирпича составляла соответственно 50 и 30 штук, а укладка в «клетки» — 325 штук за один час.
Спросом пользовался не только кирпич. Не менее ценными были балки, оконные переплеты, кровельное железо, рельсы и др. С мест разрушений их убирали под укрытия, укладывали штабелями.
«Красная звезда» выпускала ширпотреб
К концу 40-х годов в Гродно восстановлены и построены известковый завод, обувная и швейная фабрики, велосипедный завод, тонкосуконный комбинат, хлебозавод и молочный завод. Реконструировали городскую электростанцию.
В послевоенное десятилетие многочисленные артели обеспечивали горожан различными товарами и продуктами. В артели «Прогресс», например, шили обувь, мастерили кухонные столы, табуретки, щетки и кисти. «Красный пищевик» делал повидло и варенье, колбасные, хлебобулочные и кондитерские изделия. «Красный металлист» — ведра, тазы, детские игрушки. «Химкрас» — крем для обуви, чернила для письма. «Металлист» — кровати, жестяную посуду. «Красная звезда» — головные уборы, чулки, носки, верхний трикотаж.
Эти кустарные производства выпускали такие необходимые для нормального быта «мелочи» и давали работу сотням гродненцев. К примеру, в артели «Красная звезда» на
1 декабря 1951 года в 6 небольших цехах работало 106 человек.
На чем ездили после войны?
Основным транспортным средством в первые послевоенные месяцы стала гужевая повозка. В начале 1945 года в городе насчитывалась всего лишь 91 единица автомобильного транспорта, в том числе 5 легковых машин и 8 мотоциклов.
Читайте также:
Когда Гродно был зеленым. В апреле 1946-го на улицах города посадили 15 тысяч деревьев
Гродно после войны: Первыми в 44-м заработали рынки и кинотеатры