Гравитация

Трое астронавтов, околоземная орбита, дежурный ремонт телескопа «Хаббл». У новенькой — женщины-доктора — с непривычки шалит пульс, бывалый командир экипажа с седыми висками развлекается виражами на реактивном ранце, идиллическую вакуумную тишину разрывает только милая болтовня в радиоэфире. Через пять минут обломки русского спутника метеоритным дождем набросятся на героев, оторвав от спасительного троса, и тех останется двое.

Здравствуйте, уважаемые.

В этой рубрике с хаотичной периодичностью вы сможете прочитать про актуальное и новое в репертуаре гродненских кинотеатров. О чем, зачем, для кого фильм, стоит ли его вообще видеть — всё это и что-нибудь еще будет ждать вас здесь. Также приветствуются любые вопросы по теме фильма в комментариях.

Смотрите только хорошее.

 

Гравитация

Gravity, 2013

Режиссер — Альфонсо Куарон

В ролях: Сандра Баллок, Джордж Клуни

Трое астронавтов, околоземная орбита, дежурный ремонт телескопа «Хаббл». У новенькой — женщины-доктора — с непривычки шалит пульс, бывалый командир экипажа с седыми висками развлекается виражами на реактивном ранце, идиллическую вакуумную тишину разрывает только милая болтовня в радиоэфире. Через пять минут обломки русского спутника метеоритным дождем набросятся на героев, оторвав от спасительного троса, и тех останется двое.

Альфонсо Куарон широкой публике известен разве что третьим «Гарри Поттером», единственной из восьми частей, что смотрится как кино, а не немощный видеоролик для сопровождения книги. До «Поттера» Куарона вроде как и не существовало, несмотря на ряд успешных работ, зато после… После грянул его фильм «Дитя человеческое», колоссальная антиутопия, где за пятнадцать минут до финала на объектив шлепалось кровавое пятнышко, да так и оставалось до конца, напрочь снося «четвертую стену».

Свой следующий фильм режиссер лелеял годами, терпеливо ожидая, когда цифровые технологии позволят наконец снять кино «в открытом космосе». Сейчас те немногие, кому не понравилось, неконструктивны настолько, что позволяют себе жалкие выпады вроде «Куарон, в общем-то, сам не очень понимает, что делает» (в то время как эти немногие, конечно, понимают, ага). Это особенно смешно на фоне очевидно колоссальной работы, проведенной на всех уровнях: сценарном, графическом, метафорическом.

Ода о красоте космоса и ничтожности человека в нем, театр двух актеров (на самом деле скорее одного), минимализм выразительных средств — всё это красивые и уместные фразы, но оставьте их важно надутым интеллектуалам с очиненными перышками. Сокрушительная, ядерная мощь «Гравитации» как раз в том, что на каждом из слоев и в каждой из формулировок она бьет наотмашь. Мы вертимся кубарем вместе с героиней, улетая в открытый космос, словно ее глазами смаргивая пролетающие как на карусели звезды, и если один оценит в этот момент техническую достоверность, другого замутит от быстрой смены кадров, а третий вцепится в подлокотник, переживая за почти живого человека, — все трое правы, потому что фильм и обо всём этом тоже.

Но истинного размаха эта камерная поначалу эпопея достигает ближе к концу, когда за пять минут у фильма сменяется три разных финала, каждый из которых кажется и очевидным, и логичным, и неизбежным. И когда наконец наступает четвертый финал, и неожиданно невероятная Сандра Баллок, олицетворяя весь род людской, превозмогает всё и даже больше, тебя не накрывает сладкий катарсис, мол, «спаслась девочка, и славно», нет — тебя трясёт от пережитого, потому что это ты только что полтора часа боролся за жизнь там, где жизни нет. Такой уровень сопереживания и вживания в явлениях мировой культуры чрезвычайно редок, особенно при такой скромности фактуры.

Джеймс Кэмерон уже назвал «Гравитацию» лучшим фильмом о космосе в киноистории, и я, презревая неэтичность вовлечения собственного «я» в такие тексты, хотел бы поручиться, что и через годы эта картина будет эталоном, каким она смотрится сейчас. Хотел бы поручиться, но могу только надеяться. Тем временем прикоснитесь к истории за четыре доллара, не поленитесь.

Фильм года, по меньшей мере.

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров