Главный режиссер рассказал о самом мистическом спектакле Гродненского театра кукол

Гродненский театр кукол сегодня, по мнению критиков, – один из лучших театров в стране, визитка Беларуси на международных фестивалях, рекордсмен по количеству зарубежных и национальных наград. При этом он умеет зарабатывать деньги.

Спектакль театра кукол Пиковая дама собрал целый букет наград на престижных международных фестивалях и стал лучшей постановкой года в Беларуси. Фото из архива ВГ

Так карта легла

Гродненский театр кукол действительно достоин комплимента. За последние годы о нем узнали в Западной Европе и на постсоветском пространстве, на международные фестивали приглашают постоянно. Такой впечатляющий успех гродненским актерам принесла мистическая постановка «Пиковая дама», в которой режиссер Олег Жюгжда виртуозно соединяет творчество Пушкина и Чайковского. В копилке спектакля уже около 15 международных наград (последний Гран-при получил на фестивале «Васара-2013» в Литве, обойдя даже российский «Современник», а недавно в Бресте он был назван лучшим спектаклем малой формы на фестивале «Белая Вежа»). Однако феномен постановки не может объяснить даже сам режиссер.

— Для меня это загадка. Сколько уже спрашиваю у критиков, у друзей: за что? Спектакль ведь элементарный: четыре актера, четыре стула, один стол и несколько маленьких куколок. Почему это вызывает такой ажиотаж? Почему это стало явлением в театральной жизни страны и оценивается так высоко? Тема-то не нова, повесть хрестоматийная! Увы, все с восхищением пожимают плечами: «произведение искусства». Значит, так карта легла, — с улыбкой говорит режиссер.

Сейчас, когда спектакль на пике, театр, как говорится, должен держать марку. «Планка поднялась, если не сказать задралась донельзя. Так теперь и говорю актерам: театр, где идут такие спектакли, не имеет права на халтуру», — отметил Жюгжда.

Нельзя плодить шедевры

Сегодня режиссер работает над постановкой спектакля «Фауст. Сны» по мотивам трагедии Гёте. И сразу хочется спросить: есть ли желание повторить успех «Пиковой дамы»?

— К сожалению, не получится. (Смеется.) Это самое страшное, когда от тебя теперь ждут чего-то сногсшибательного и, таким образом, лишают права на неудачу или ошибку. Нельзя же постоянно плодить шедевры. Я не гений, а обыкновенный человек, — уверяет собеседник.

Говоря о «Пиковой даме», Олег Жюгжда невольно вспомнил несколько интересных и даже мистических случаев. «Вы когда-нибудь видели, чтобы свеча сгорала мгновенно? Вот так всполохнула, как порох, во время спектакля в Белостоке. Сплошная мистика вокруг. Гуляем мы по Питеру, и тут над нашими головами вспыхивает экран: «Пиковая дама! Не пропустите!» Естественно, рекламируется опера в Мариинке, но почему в тот момент, когда мы проходили мимо? В Питере поселили нас в гостинице «Москва». Лариса (Микулич. — Прим. автора) утром встает и видит, что окна выходят на Александро-Невскую лавру, прямо на могилу Чайковского», — рассказывает режиссер.

Актеры зарабатывают валюту

Олег Олегович признался: когда «Пиковая дама» одержала победу на II Национальной театральной премии РБ (спектакль победил в четырех номинациях, в том числе взяв главную награду — «Лучший спектакль года»), многие театралы считали гродненских кукольников «выскочками».

Отголоски человеческих пороков в кулуарах вызывают умиление. Но, помимо признания за границей и в своей стране, которое приносит только моральные дивиденды, гродненский театр кукол можно назвать и успешным коммерческим проектом.

— Наш театр один из немногих в республике зарабатывает валюту. К примеру, уже в этом году мы получили больше 3 тысяч долларов гонорара за выступления на международных фестивалях. В прошлом заработали почти 5,5 тысячи долларов. Каждый год мы также увеличиваем доход в белорусских рублях. С января по июль наш доход составил 870 миллионов рублей. К примеру, у Брестского театра кукол показатель за год — около 500 миллионов, а в столичном театре кукол цифра не превышает 900 миллионов рублей, — рассказывает и. о. директора Гродненского областного театра кукол Мария Шабашова.

По словам руководителя, театр активно зарабатывал всегда, но сейчас гродненские кукольники более чем востребованы. «В Гродно на спектакли билеты всегда раскуплены, постоянно поступают приглашения на участие в фестивалях. До конца года планируем поехать еще в Рязань и Иркутск. Много предложений по обмену театрами. Мы сейчас делаем всё, чтобы удержать этот уровень», — отметила она.

Поиск новых форм и гастроли на селе

Сегодня здесь ищут новые формы для того, чтобы «куклы» приносили доход. «У нас есть интересные задумки на этот сезон. Впервые в октябре мы проведем «Ночь в театре» с просмотром спектакля «Сон в летнюю ночь». Таким образом хотим познакомить гродненскую молодежь, которая днем всегда занята, с театром. С 30 на 31 октября у нас будет Хэллоуин. Посетители смогут не только посмотреть «Вий. Страшная месть», но и, возможно, попасть на сказочный бал. Пока сценарии мероприятий мы держим в секрете, пусть это будет сюрпризом для наших зрителей», — рассказывает Мария Шабашова. Скоро откроется кафе и студия звукозаписи.

Занимаются актеры и проведением торжественной регистрации брака. Первое бракосочетание прошло в театре 31 августа. Уже есть заявка и на октябрь. Также здесь много желающих провести фотосессии. Интересно, что театр кукол показывает спектакли на селе, снижая цены до 15 тысяч рублей за билет. В конце сентября труппа отправится на гастроли по деревням Новогрудского и Кореличского районов.

«Куклы» до сих пор без директора

Тем не менее последние несколько лет жизни театра можно назвать неспокойными. Масштабная реконструкция здания вызвала много споров между архитекторами и актерами. После долгих дебатов обе стороны нашли компромисс. В это же время театр остался без директора. Чуть позже руководителя назначили, но из-за разногласий с коллективом он пробыл на посту всего около полугода.

Сегодня актеры работают в отреставрированном и расширенном театре, но уже четвертый месяц без директора. Как рассказали в главном управлении идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома, пока неизвестно, когда появится новый руководитель. Однако все эти перипетии, как мы видим, не влияют на успех «кукол».

Здесь интересно другое: до сих пор в Гродненском областном театре кукол нет заслуженных артистов. Как следствие, театр тоже не имеет этого звания (необходимо, чтобы в учреждении работали минимум два заслуженных артиста РБ). По словам Марии Шабашовой, документы на Олега Жюгжду недавно передали на утверждение в Минкультуры (сначала кандидатуру утверждает местная исполнительная власть, затем решение передается в министерство). Сам режиссер говорит об этом так: «Про себя говорить смешно: мои однокурсники по Питеру давно и народные, и заслуженные. Но это уже неважно. Важно — дети, внучка, супруга и любимое дело».

Справка «ВГ»

Здание Гродненского театра кукол построено в 1772 году. Это самая старая театральная сцена в Беларуси. Именно на ней работала первая профессиональная труппа графа Антония Тызенгауза, гродненского старосты и руководителя королевских экономий ВКЛ. В 1802 году в театре побывал император Александр I во время торжеств по случаю создания Гродненской губернии.

Современная реконструкция

Гродненский театр кукол начал работу в этом здании в 1984 году. Реконструкция с техническим перевооружением началась в 2011 году и финансировалась по областной инвестиционной программе. На обновление здания было выделено 20 миллиардов рублей. Основной этап пришелся на 2012 год. Работы завершились в декабре 2012-го. За это время реставрация проведена в помещениях театра, на сцене, в зрительном зале. Пристроен новый административно-хозяйственный блок, приобретено и установлено новое световое, звуковое оборудование. Также усилены конструкции здания, заменены коммуникации. Перед строителями стояла задача сохранить исторический облик. Сохранены аутентичные ограждения в зале. Для реставрации центральной хрустальной люстры зрительного зала недостающие детали заказали в Березовке. В театре планируют открыть музей, где посетители смогут увидеть куклы из спектаклей, снятых с репертуара.