Тайны Старого замка: Темные времена в истории Гродно

Пожары, язычество, битвы — в каком-то смысле XIII век стал «темным» временем в истории средневекового Гродно. И загадок он оставил нам более чем предостаточно. Вопрос только в том, откуда начать их разгадывать.

Гродненский замок в XIII в. Реконструкция П. Рапапорта

 

Первое… и последнее упоминание

Мы привыкли делить прошлое на ровные отрезки, словно нарезая ломтиками докторскую колбасу. Но история существует сразу в нескольких измерениях, и иногда новое столетие наступает гораздо раньше, чем ему положено по календарю. Так случилось и со  Старым замком…

В 1183 году «Городень погорел весь, и церкви каменная, от блистания молний и шибения грома». Именно эти строки летописи считают первым упоминанием о нашем городе. Не о «городенских» князьях, которые вполне могли оказаться вовсе и не городенскими, то есть не из той Городни, а именно о самом городе. Вот только, видимо, правильнее было бы сказать: последним. В том смысле, что эта дата и стала тем самым рубежом, после которого поток истории устремился совсем в новое русло. И дело даже не в том, что сразу после этого Гродно почти на семьдесят лет исчезает из письменных источников. За обычным, казалось бы, описанием стихийного бедствия скрываются куда более драматические события.

 

Вслед за церковью умирает столп христианства

Княжеский дружинник. Вторая половина XII века. Рис. Д. Лютика

Именно зимой 1183 года Литва, которая до этого покорно платила дань славянским князьям, внезапно пробуждается и совершает опустошительный поход на Полоцк и Псков. И только князь Изяслав «позвонил своими острыми мечами о шлемы литовские, прибил славу деда своего Всеслава, а сам под червлеными щитами на кровавой траве был прибит литовскими мечами». В этом контексте и знаменитые строки «Слова о полку Игореве» про «трубы городенские» звучат совсем иначе. Вряд ли мы уже узнаем, о чем они трубили: призывали на помощь или, наоборот, держали последний рубеж? Символично, что почти в то же самое время, когда языческая стихия стирает с лица земли церковь (или церкви?) в Гродно, умирает один из столпов христианства белорусских земель — Кирилл Туровский. Чем не конец эпохи?

Совсем скоро Гродно превратится в арену ожесточенной борьбы между литовскими князьями и Галицко-Волынским княжеством, которое  традиционно относило Верхнее Понемонье к сфере своего влияния. Это потом придумают историю о том, как  Миндовг отправил литовского князя Эрдивилла вместе с братьями Викиндом и Товтиллом искать себе княжества в славянские земли, где они и заложили на месте сожженной татарами крепости новый замок.

 

На пороге испытаний

Стал ли Гродно вновь языческим? Вряд ли. Хотя исследователь старины Юзеф Иодковский, обнаружив рядом на земле с так называемой Нижней церковью на Старом замке огромные отполированные валуны, которые до этого украшали стены храма, и предположил подобное. На самом деле город еще несколько раз будет переходить из рук в руки, платя кровавую дань эпохе…

Но «темные времена» заканчиваются. Правда,  короткая передышка, последовавшая после заключения мира между Великим княжеством Литовским и Галичем,  оказалась преддверием новых, куда более суровых испытаний.  И уже следующее столетие прошло для Старого замка в непрерывных сражениях с крестоносцами.

 

Читайте также:

Тайны Старого замка: От фактории к дединцу

Тайны Старого замка: Викинги? Викинги. Викинги!

Тайны Старого замка: В центре Гродно нашли кости мамонтов