Покорители небес: традиции авиаспорта в Гродно
Вряд ли удастся в двух словах пересказать все эпизоды истории воздухоплавания в Гродно. Полная драматизма, а иногда и курьезов, сопряженная со смертельной опасностью и головокружительными в буквальном смысле слова успехами, она не перестает удивлять.

Мы коснемся только одного короткого периода, между мировыми войнами, когда к прежнему чувству восхищения от парящего в небе самолета все настойчивей примешивалась невысказанная до конца тревога от гула авиационных моторов над городом…
Гродно из булыжника
Еще в 1928 году в Польше образована Лига противовоздушной и противогазовой обороны — своеобразный аналог советского Осоавиахима. Основными целями и задачами ее стали пропаганда и содействие развитию авиации, причем как спортивной, гражданской, так и военной. Уже в апреле того же года в Гродно организуется поветовый комитет лиги во главе с комендантом города К. Рогалевичем.
Забавно, что пропагандистский отдел новой организации возглавил директор государственной табачной фабрики, а вот собственно самой авиацией занялся военный, майор Л. Пшибытко. Это благодаря его усилиям поветовый комитет получил от командования дивизии несколько гектаров земли в районе Румлево для организации аэродрома. Уже к концу мая солдаты расчистили летное поле, обозначили границы и булыжником выложили буквы, из которых складывалось видимое с высоты название аэродрома — «Гродно». Приглашенные из Лиды для тестирования летчики 11-го авиационного полка признали его пригодным для полетов.

Праздник в небе
Еще через год началось оборудование аэродрома под Королино, землю с хозяйственными постройками для которого лига приобрела за колоссальную сумму в семьдесят тысяч злотых! Местные газеты постоянно сообщают читателям: «Работы по сооружению аэродрома в Королино идут ускоренными темпами, т.к. в конце текущего месяца должен состояться авиаперелет, во время которого гродненский аэродром определили как один из промежуточных пунктов».
В перелете из Варшавы через Брест, Гродно, Лиду, Вильно приняли участие около тридцати авиеток различных аэроклубов, конструкторских бюро, авиастроительных предприятий. Многочисленных гродненцев к месту посадки доставляли специально организованными автобусами, а сам авиационный праздник длился несколько часов.

Легендарный пилот Франтишек Жвирко. 1931 г.

Легендарный пилот Франтишек Жвирко. 1931 г.
Не все долетели до финиша
На следующий год через наш город пролегла трасса четвертого национального конкурса туристических самолетов. В программе соревнований сразу несколько испытаний: полет на максимальной высоте, полеты по замкнутому периметру и по круговому маршруту, продолжительность которого составляла две с половиной тысячи метров.
Из Варшавы до Гродно, где спортсменов уже ждали с самого утра, добирались целых два часа, и нескольким из них так и не удалось преодолеть весь маршрут. Первым приземлился самолет пилота Казимира Хожевского из львовского аэроклуба. Следом сели Франтишек Жвирко на RWD-5 и Роберт Хиршбанд на RWD-4 из Варшавы. Пройдет всего несколько лет, и в честь легендарных летчиков Станислава Вигуры и Франтишека Жвирко, буквально за месяц до своей смерти ставшими победителями престижного международного авиаконкурса, в нашем городе назовут улицы…
Мечты прервала война
Вместе с авиаспортом в Гродно начинается и развитие планеризма. Секция появляется по инициативе Окружного комитета Союза стрельцов в марте 1934 года. Тогда же в Варшавских авиационных мастерских были закуплены три планера. Местом для полетов определили участок недалеко от Сокулки. Из секции отобрали десять кандидатов и направили на курсы в Варшаву, где они обучались пилотированию. Вскоре и в Гродно появляются мастерские по производству планеров.
В 1937 году планеристы получили в дар от гмины Гожа земельный участок под оборудование аэродрома. Одновременно был зарегистрирован аэродром для планеров. Для них был построен специальный ангар, оснащенный необходимым учебным оборудованием. В результате за короткий период гродненская секция совместно с коллегами из Белостока подготовила около двухсот пилотов категории «А». Это им предстояло воплотить мечту о небе, покорившемся человеку.
Вместо этого 1 сентября 1939 года на Гродно упала первая немецкая бомба, ознаменовав начало Второй мировой. Мечтать времени больше не осталось…
Читайте также:
От трека до ралли. «Критическая масса» по-гродненски
Кто победил чемпиона мира, или Шахматы в межвоенном Гродно
Лед и пламя. Реальная дата отсчета гродненского хоккея и зимних видов