Тайны гродненской земли: клады времен Петра I

Всякая земля имеет свои тайны и хранит свои сокровища. Гродненщина не является исключением. Но наши сокровища — это не золото и серебро, нефть или газ. Принеманская земля хранит богатства иного рода — руины крепостей и фортов, зарытые в тяжкую годину денежные клады, множество самого разного оружия…

Фото Евгения Ромашова

Самым известным кладом такого рода являются российские пушки, затопленные в Немане весной 
1706 г. во время Северной войны 1700–1721 г. В сентябре–октябре 1705 г. в Гродно и его окрестностях на зимние квартиры расположились главные силы армии царя-реформатора Петра I. Они включали в себя 41 батальон пехоты, 4 батальона гренадеров и 6 драгунских полков. Эта армия располагала очень большой артиллерией. По словам австрийского посла, в российской армии было почти 3 тысячи орудий! Безусловно, что эта цифра сильно преувеличена. По словам самого Петра I, в российской «гродненской армии» было всего 15 тяжелых орудий крупного калибра, а остальные пушки являлись трехфунтовыми полевыми орудиями. По штатному расписанию на каждый батальон полагалось два трехфунтовых орудия. Поэтому по самым скромным подсчетам российская артиллерия в Гродно осенью 1705 г. состояла более чем из 100 орудий: 90 трехфунтовых и 15 крупнокалиберных пушек, скорее всего, 12-фунтовых орудий.

Орудия ушли под лед

24 января 1706 г. шведские войска Карла XII внезапно появились под Гродно и блокировали находившиеся здесь российские войска. В отсутствие царя российское командование не решилось дать шведам сражение. После долгих споров было решено дождаться ледохода и, прикрывшись от противника плывущим льдом, отступить на юг.
4 апреля 1706 г., в день православной Пасхи, российский генерал-фельдмаршал Г. Б. фон Огильви начал операцию по выводу «гродненской армии». В этот день лед на Немане уже «шел с великой силой». В войсках осталось лишь по одному трехфунтовому орудию на батальон. Все остальные пушки россияне побросали в Неман. Наиболее вероятно, что это делалось с моста, который в то время находился между Старым и Новым замком. Было затоплено не менее 65 пушек. Благодаря этому армии удалось оторваться от шведов и благополучно уйти на Украину.

Царь вызвал Голицына на подмогу

Петр I не собирался мириться с потерей в Гродно значительной части своей артиллерии. Как только шведская армия ушла в Саксонию, Петр I приказал
19 января 1707 г. полковнику князю Алексею Голицыну, взяв 3–4 батальона пехоты, водолазов и офицеров, «которые в Гродне пушки в воду опускали», идти из Волыни поднимать с речного дна затопленные в Гродно орудия. На каждых двух солдат царь предписывал взять по одной подводе. Таким образом, получался обоз, который мог перевезти свыше тысячи орудий!
19 февраля 1707 г. отряд Алексея Голицына в составе двух пехотных полков (Долгорукого и Чамберса) и ста казаков уже был в Пинске, где вынужден был задержаться. В Гродно в это время стояли войска великого гетмана литовского Михала Сервация Вишневецкого, который неожиданно перешел на сторону шведов, что задержало реализацию планов царя.

Все концы — в воде

Примерно 20 апреля 1707 г. отряд Голицына прибыл в Гродно. Подъем затопленных в 1706 г. орудий оказался делом нелегким. Во-первых, россияне так и не нашли водолазов. Вся надежда была на безымянного сержанта артиллерии, который имел опыт подобных работ. Во-вторых, катастрофически не хватало подвод и лошадей. Поэтому князь Голицын предупреждал, что даже если поднять все орудия, то он не сможет их вывезти из Гродно. В-третьих, в 15 милях от города находились войска «изменника» Михаила Вишневецкого, нападения которых очень опасался российский отряд.
В конце апреля 1707 г. князь Голицын приступил к подъему с речного дня затопленных орудий. К маю удалось поднять 11 больших пушек. В течение месяца князь надеялся извлечь все орудия. Однако задачка оказалась не из простых. Были подняты лишь дорогостоящие тяжелые орудия. Множество полевых трехфунтовых пушек так и остались в неманском иле и песке.
Вскоре российское командование выяснило, что предприимчивые гродненцы — некий мещанин, евреи и рыбаки — уже подняли и продали часть пушек. В начале июня того же года Петр I приказал Голицыну провести розыск и взыскать с виновных стоимость проданных ими российских орудий. Сделать это надо было быстро, а затем идти в Минск на соединение с корпусом Бауэра. К сожалению, результаты следствия нам неизвестны.

Слухами и пушками земля полнится

В сентябре 1707 г. российское командование провело в Гродно новое расследование. Затопление российской артиллерии в Немане в апреле 1706 г. произвело на местное население очень большое впечатление. Поэтому в 1707 г. по Беларуси пошли слухи, что бывший король Август II, прежде чем отказаться от польской короны и уехать в Саксонию, закопал свою артиллерию на гродненском рынке! 21 сентября 1707 г. Петр I приказал подполковнику Преображенского полка Марку Богдановичу фон Кирхену арестовать гродненского раввина и нескольких наиболее уважаемых евреев «и выведать подлинно, в котором месте в Гродне схоронена артиллерия».
22 сентября 1707 г. фон Кирхен уже отправил царю ответ. Согласно приказу, он арестовал и допросил гродненского раввина и трех евреев «из старших», которые заявили, что даже если их казнить, то они об артиллерии Августа II ничего не знают. По словам евреев, саксонской артиллерии в Гродно никогда не было. Подполковник фон Кирхен предположил, что наиболее вероятным местом, где спрятана саксонская артиллерия, является Новогрудок. Именно оттуда Август II уехал на родину, чтобы примириться со шведами.
Что касается затопленных в центре Гродно российских пушек, то в конце XVIII в. повстанцы Тадеуша Костюшко строили планы по их извлечению из Немана, но дальше разговоров дело не пошло. В сентябре 1966 г. во время расчистки русла Немана со дна подняли несколько пушек петровских времен, которые можно увидеть в Гродненском историко-археологическом музее. Сколько царских орудий еще покоится на неманском дне, доподлинно не известно.