Первый автобус в Гродно

В начале XX в. эпоха конных экипажей подходила к своему завершению, и они начали уступать место более современному транспорту — автомобильному. Вместо экипажей в городах стали появляться автобусы для перевозки пассажиров. Слово «автобус» вошло в Российской империи в обиход в начале XX в.

В Гродно впервые тема городского автобусного сообщения возникла в 1929 г. В ноябре городской магистрат получил три заявки на открытие автобусных линий и передал их в техническую комиссию городского Совета на рассмотрение. Комиссия решила, что в Гродно могут курсировать минимум четыре автобуса. Цена за проезд должна составлять не менее 25 грошей.
Уже в следующем году на улицах появились первые городские автобусы. 23 января состоялось заседание городского Совета, в повестке дня которого было предоставление права на открытие городского автобусного сообщения. К тому времени Совет имел на выбор шесть представленных на рассмотрение вариантов. Он принял решение передать право на открытие автобусного сообщения Союзу городских извозчиков, который с этой целью создал кооператив.
Городской Совет определил порядок открытия автобусных маршрутов, их количество, расположение остановок, количество автобусов на линиях: «Магистрат выдает концессионеру разрешение на управление постоянным пассажирским автобусным сообщением на территории г. Гродно, именуемым далее «городское автобусное сообщение», на правах исключительности и на срок в три года. Концессионер обязан ввести в эксплуатацию четыре автобуса — по два на каждой из определенных линий. Городское автобусное сообщение на момент начала его деятельности должно быть организовано на двух линиях, а именно по следующим маршрутам:
Линия №1 — начало на Грандичском шоссе («Поселок почтовых служащих и офицеров»), далее следует по ул. Грандичской, затем по ул. Пушкинской, Пионерской через Театральную площадь и мост, по улицам Почтовой, Банковой, Бригитской и Скидельской до конца этой улицы, затем обратно по этому же маршруту.
Линия №2 — начало возле железнодорожного вокзала, далее по улицам Ожешковой, Доминиканской, Мостовой, через мост для гужевого транспорта на Немане, по улицам Левонабережной, Липовой до проектируемой улицы за табачной фабрикой, далее по ул. Белостокской и Лососянской до ул. Липовой, затем по обратному маршруту, указанному в начале».
Время работы автобусов на маршрутах — с 6 часов 30 минут до 23 часов 30 минут.
Договором были предусмотрены требования к техническому состоянию автобусов и обслуживающему их персоналу: «Автобусы городского сообщения… должны соответствовать всем санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям… иметь обслуживающий персонал, уполномоченный выполнять свои обязанности в соответствии с выше упомянутыми требованиями и состоящий из шофера и кондуктора, причем последний должен быть детально ознакомлен с планом города и расположением государственных и военных учреждений, органов самоуправления, общественных и важнейших негосударственных организаций. В обращении с пассажирами должен отличаться вежливостью и расторопностью. Обслуга автобусов должна иметь единообразные знаки, которые позволяли бы ее отличать от остальных пассажиров. Каждый из автобусов должен быть оснащен аптечкой первой помощи».
На заседании 1 апреля 1930 г. магистрат заключил договор с Союзом, который стал называться Autoruch. 26 мая определил, что Autoruch обязан пустить первые два автобуса по маршруту 5 июня, а накануне предъявить комиссии магистрата автобусы для регистрации. Но в назначенный день торжественное открытие не состоялось, т.к. по техническим причинам концессионер не смог предъявить автобусы к осмотру. С опозданием на несколько дней движение автобусов всё же открыли, и об этом событии 13 июня сообщила газета Przegląd kresowy: «Уже четыре дня курсируют два автобуса городского автобусного сообщения от вокзала до станции Лососно».
База автобусного общества Autoruch была расположена по адресу улица Magistracka, 1. Ныне это ул. Доминиканская, а во дворе, где сейчас находятся гаражи администрации Ленинского района, стояли автобусы.
Автобусное сообщение в городе сразу же приобрело популярность. Два автобуса, курсирующие от железнодорожного вокзала до ст. Лососно, постоянно были переполнены, поэтому общество Autoruch до получения заявленных новых автобусов приняло решение взять в аренду еще один автобус в городе и выпустить его на маршрут.
Кроме городских были пригородные и междугородные маршруты. Автобусная станция в Гродно находилась на площади Стефана Батория. Собственно, это была не станция, а обыкновенная остановка, где расписание прибытия и отправления автобусов можно было найти на ближайшем столбе. 16 февраля 1930 г. газета очень красочно описывает гродненскую автостанцию: «Развитие автобусного сообщения в городах способствовало строительству автобусных вокзалов. Как известно, из Гродно ежедневно отправляется и прибывает около 40 автобусов, в том числе выполняющих несколько дальних рейсов. Следовало бы ожидать, что магистрат этим вопросом заинтересуется и соорудит какой-нибудь вокзал — всё-таки город получает налоги от автобусного сообщения. Ныне так называемая автобусная станция размещается в какой-то грязной, мерзкой норе — пивнушке. В этой вонючей дыре сидит несколько десятков пассажиров в грязи и духоте, ожидая свой рейс».
К концу 30-х годов в Гродно действовало уже несколько автобусных линий, на которых пассажиров перевозили автобусы зарубежного производства, такие как Ford, FIAT, Saurer, Chevrolet, а также автобусы польской сборки — PZInż ZAWRAT, FIAT 621L.