Как начинающие айтишники совмещают работу и учебу

Каждый студент рано или поздно задумывается о поиске работы. Ведь только так можно перестать просить деньги на карманные расходы у родителей и к пятому курсу наконец получить тот заветный опыт, который работодатели требуют при первом собеседовании.

Труд учебе не помеха

Дмитрий, студент 5 курса факультета математики и информатики Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, увлекся программированием еще в шестом классе. Первая написанная им программа, по словам собеседника, была довольно примитивной, связанной с графикой для детей. Теперь Дмитрий работает старшим инженером-программистом в одной из гродненских IT-компаний, где разрабатывает программное обеспечение. Учебу и работу программист совмещает с 4 курса. В новый ритм парень втянулся быстро. «Плюс моей работы в том, что я не привязан к рабочему месту. Например, могу прийти пораньше, что-то сделать и ближе к обеду уйти: сдать лабораторные или зачеты в университете, а затем снова вернуться. Если начинаешь работать уже во время учебы, это помогает быстрее адаптироваться к профессии», — делится Дима.
Такой формат обучения знаком многим студентам. Как сообщает декан факультета математики и информатики Елена Ливак, половина студентов IT-специальностей совмещают учебу с работой. Факультет сотрудничает с ЕРАМ Systems, IntexSoft, СофтСервис, Itransition, АйТиБо и многими другими IT-компаниями. «Компании охотно соглашаются принять на стажировку начинающих специалистов и определяют ее продолжительность. Студент всё это время работает бесплатно, а компания приглядывается к нему и решает, стоит ли его брать», — рассказывает Елена Ливак. Как показывает практика, в большинстве случаев ребята остаются в штате.
«Распределение в последние годы сводится к тому, чтобы направить студентов туда, где они уже работают. Даже сегодня, глядя на третий курс, могу предположить, куда ребята через два года могут распределиться», — отмечает Елена Ливак.

Проекты на экспорт

Начинают ребята, как правило, с должности стажеров, потом переходят в инженеры-программисты, при желании двигаются дальше по карьерной лестнице — кто-то хочет совершенствоваться как технический специалист, а кто-то планирует стать проект-менеджером. По признанию Владимира Шашкова, генерального директора ISS group, многим компаниям выгоднее готовить специалистов под себя со средних курсов. «Стажировка для студента 2 или 3 курса длится не менее 4–6 месяцев, и большинство студентов после нее остаются у нас работать», — говорит Владимир Шашков.
Чаще всего IT-компании разрабатывают программные системы для зарубежных заказчиков. «Разработка программного обеспечения на экспорт позволяет держать высоким уровень зарплат программистов разных квалификаций», — отмечает Елена Ливак.

Выдержать конкуренцию помогает английский

Профессия программиста является одной из самых высокооплачиваемых, следовательно, конкуренция высока. По словам Елены Ливак, если владение английским языком раньше было обязательным лишь для менеджера проекта, который общался с заказчиком, то сегодня это — требование для всех специалистов. Поэтому третьекурсники раз в неделю посещают занятия по английскому языку на базе предприятия EPAM Systems. «Обязательное владение английским языком — требование работодателя. Посещая занятия, студент овладевает нужной терминологией, погружается в профессиональную среду», — рассказывает Елена Ливак.
После трех лет работы в компаниях студенты признаются, что когда пишут дипломную, пользуются английскими терминами и лишь потом переводят их на русский язык.

Идеи для телеканала

К слову, молодые программисты продвигают свои идеи в сфере IT-технологий и в студенческом учебно-практическом центре SW GROUP.
В этом году в рамках дня карьеры студента был проведен первый конкурс IT-проектов. Например, несколько студентов разработали приложение для мобильного телефона, которое позволяет распознать штрих-код тех производителей, которые проводят тестирования на животных.
В стенах университета разработана QR-метка — закодированная информация, которую можно считывать некоторыми мобильными устройствами. С ее помощью, уверены разработчики, можно развивать туризм в Гродно, рекламировать культурные объекты в интернете для иностранной аудитории. А студенты 3 курса в данный момент разрабатывают новостной видеопортал для гродненского телеканала.
Кстати, все чаще грамотными специалистами в сфере IT-технологий становятся девушки. «Программист — понятие собирательное. Есть огромный список должностей, который введен в классификатор специальностей, и на некоторых из них девушки работают лучше парней — например, на должности тестировщика. Анекдоты о женщинах-программистах — это устаревшие стереотипы», — уверена Елена Ливак.