Ворон

Меланхоличный, но острый на язык писатель Эдгар Аллан По возвращается в покинутый когда-то Балтимор. В первый же вечер он надирается и дерется в баре, на следующее утро — орет на собственного редактора и смотрит в дуло пистолета. От этих увлекательных занятий его вынужден отвлечь скуластый умница-инспектор, когда очередное громкое убийство оказывается «срежиссированным» аккурат по рассказу По.

Здравствуйте, уважаемые.

В этой рубрике с хаотичной периодичностью вы сможете прочитать про актуальное и новое в репертуаре гродненских кинотеатров. О чем, зачем, для кого фильм, стоит ли его вообще видеть — всё это и что-нибудь еще будет ждать вас здесь. Также приветствуются любые вопросы по теме фильма в комментариях.

Смотрите только хорошее.

 

Ворон

The Raven, 2012

Режиссер — Джеймс МакТиг

В ролях: Джон Кьюсак, Люк Эванс, Брендан Глисон, Элис Ив, Кевин МакНэлли, Сэм Хэзелдайн

Меланхоличный, но острый на язык писатель Эдгар Аллан По возвращается в покинутый когда-то американский город Балтимор. В первый же вечер он надирается и дерется в баре, на следующее утро — орет на собственного редактора и смотрит в дуло пистолета. От этих увлекательных занятий его вынужден отвлечь скуластый умница-инспектор, когда очередное громкое убийство оказывается «срежиссированным» аккурат по рассказу По.

Этот фильмогод пока что на удивление богат и крепок: браво ломят сценаристы-новички, умеренно искрят неумехи-режиссеры (кинокомикс V for Vendetta МакТига сдувался именно из-за топорности), и даже суетной Джон Кьюсак, застрявший в ролях творческих неудачников, играет пусть опять же невезучего, но зато самого Эдгара Аллана, персонажа едва ли не культового для целых поколений. По бледен, По горяч, По почти безумен, По бродит в ночи по туманным грязным улицам, и длинный черный плащ делает его похожим на одного из тех бессонных воронов, что кружат в небе — поклонники писателя просто выключатся из реальности от декадентского счастья. 

Ворон здесь не только метит в камеру, но и срывается с губ — самое известное стихотворение По вместе с прочей его постоянно декламируемой поэзией и прозой связаны в нервный сценарий, где в кои-то веки персонажи на экране растеряны куда сильнее зрителя. И брызгающая иногда кровь логичным для писателя и странным для остальных образом оттеняет это творчество. Если у Гойи чудовищ порождал сон разума, то у По монстров плодит его бодрствование, когда гуманитарный склад ума оказывается самым острым и опасным — видимо, потому, что у него есть время и желание думать о смерти вместо того, чтобы жизнерадостно класть кирпичи или лес валить.

Можно отвлечься от личности творца и просто взглянуть на «Ворона» как на особое развлечение для любителей викторианского мрачненького — в последнее время XIX век так фактурно демонстрировал разве что «Шерлок Холмс». Но отвлекаться на самом деле не время: из творчества По впоследствии черпали десятки талантливых — от Достоевского до Конан-Дойля — и миллионы обыкновенных людей, потому что смерть волнует нас еще сильнее, чем любовь: последнюю хоть как-то можно обмануть или избежать. Настоящий Эдгар Аллан По, возможно, был безумцем, но тогда уж самым здравым из безумцев, раз столько лет копался в теме бренности, не погружаясь с головой. В фильме герой Кьюсака в какой-то момент будто отходит в тень, растворяется в своем плаще, во мраке ночи, в свете лампы, в собственных зыбких историях на грани реальности и кошмара, потому что не всегда писатель властен над тем, что породило его перо, — но всегда ответственен за это. И никто в зале под конец не будет сомневаться в трагическом для По финале: ведь раз за разом выписывая чью-либо кончину, совсем несложно однажды написать реквием самому себе. Главное — чтобы после этого чья-то еще жизнь продолжалась.

 

Фильм можно увидеть в кинотеатре «Красная звезда». Расписание сеансов — в нашей афише.

 


Читайте также: полный список обзоров