Покорители Дакара появились на наших улицах

Белорусские спортсмены решили показать грузовики, успешно дошедшие до финиша в одной из самых сложных ралли-гонок в мире.

Супермашины «МАЗ-СПОРТавто», участвовавшие в «Дакаре-2012», можно было увидеть на прошлой неделе. О том, как удалось пройти зыбучие пески, горные ущелья и крутые склоны, а также о страшных авариях на трассе рассказал штурман белорусского экипажа Валерий Козловский.

— Нужно было проехать 14 участков по бездорожью (на каждый этап — 1 день). Стартовали в Мар-дель-Плате (городок в Аргентине), прошли по территории Чили, а финишировали только через 16 суток в столице Перу, Лиме, — рассказал Валерий.
Спортсменов сразу предупредили: просто не будет. В пустынях и степях машина шла легче, в горах и горных ущельях было сложнее, поскольку трасса там искусственная. Самые большие трудности возникали при прохождении зыбучих песков — дюн и барханов высотой в полкилометра: большегрузные машины постоянно вязли, приходилось лопатой отбрасывать десятки килограммов песка. Пересекать барханы ночью категорически запрещалось, поскольку это опасно, поэтому некоторые команды приходили только утром.
— На шестой день соревнований гонщики должны были покинуть Аргентину и пересечь границу Анд по горным перевалам высотой до 4 700 метров, продолжив ралли по территории Чили через пустыню Атакама. Но поскольку в тот день резко упала температура, было сильное обледенение в горах и плохая видимость, организаторы решили отменить этот этап, — продолжил рассказ штурман.
За время гонки чинить железных коней приходилось не раз. Из-за острых камней в горах или после прыжков с крутых склонов лопались шины, не выдерживал давления металл, гнулись рулевые тяги (в одной из машин ее пришлось ремонтировать прямо во время гонки), в песках приходилось часто менять колеса (из-за веса машины они вязли в песке).
— Как и любой спорт, ралли, а особенно «Дакар», сопряжено с опасностью. В первый день гонки насмерть разбился аргентинский мотоциклист. Прямо у нас на глазах на барханах лег грузовик одной из команд. Страшная авария произошла с чешским экипажем: ребята уснули за рулем и на спецучастке (скоростной участок, здесь дорога почти ровная) съехали с трассы и разбились. Удар оказался настолько сильным, что у машины даже оторвало колеса. Ребят с серьезными травмами доставили в больницу, — вспоминает Валерий. — Поэтому одно то, что мы дошли до финиша 31-ми из 77 участников, можно считать достижением (до финала доехали 63 грузовика).
Жили спортсмены в бивуаках (бывшие военные или авиационные гарнизоны). Натягивали большой шатер, где могли поместиться все участники соревнований, и просматривали в записи гонку за день, а заодно и те достопримечательности, мимо которых проезжали, чтобы увидеть красоту этих мест. На некоторых участках трассы ребята обнаружили древние наскальные росписи.
— Кормили французскими супами, было море фруктов, чаще всего на стол подавали национальные рыбные блюда (их названия даже сложно запомнить). Как-то сделали плов ярко-оранжевого цвета, было очень вкусно. Иногда подавали десерты и угощали выпечкой.
После автопробега по белорусским городам спортсмены отправятся в Астраханскую область, а позже — на тренировки в Арабские Эмираты.

Интересно
Чтобы доставить машины в Беларусь, пришлось их три дня грузить на паром, который шел сперва до Франции, а потом из Франции на родину. Ребята посчитали: всего на это ушло 35 дней.

Кстати
Как уже писала «Вечёрка», гродненцы также активно участвуют в подобных гонках. Гродненский гонщик Алексей Осмоловский принял участие в ралли-марафоне «Африка Эко Рейс-2012». Ему предстояло пройти почти 5 тысяч километров от маленького городка Сен-Сиприен во Франции до африканского Дакара, столицы Сенегала. Почитать статью «Испытание Сахарой» можно на сайте «Вечёрки» vgr.by.