Бизнесмены рассказали, что мешает развитию агротуризма

Владельцы агроусадеб, кафе и гостиниц объединятся в «ассоциацию», чтобы вместе эффективно привлекать туристов. Пилотный проект по созданию туристического кластера* реализуют уже этим летом в Щучинском районе.

Об этом стало известно на круглом столе, который прошел  в туристско-информационном центре на улице Э. Ожешко и был посвящен проблемам развития агроэкотуризма в Гродненской области.
По словам руководителя рабочей группы по разработке туристического кластера в Щучинском районе, декана факультета туризма и сервиса ГрГУ имени Янки Купалы Сергея Донских, схема кластера будет работать по принципу сотрудничества. К примеру, турист останавливается в гостинице, в которой в качестве развлекательной программы предлагают посмотреть одну из агроусадеб. Владелец усадьбы в свою очередь рассказывает, где можно вкусно покушать, рекламируя кухню местного ресторана. Участники объединения предлагают свои услуги на разных этапах путешествия, а также рассказывают о предложениях партнеров.
— Суть в том, чтобы турист задержался в районе как можно дольше — несколько недель или даже месяц — а не один день, как сейчас. Если проект станет экономически выгодным, мы наконец-то начнем зарабатывать на агроэкотуризме, — рассказал Франц Мамуль, заместитель председателя Общественного совета по развитию агроэкотуризма при управлении физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома.
К слову, первое туристическое объединение появится в нашем регионе благодаря финансированию Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии. В Гродненской области намечены еще три места для создания кластера: район от деревни Озеры до деревни Поречье, территория, прилегающая к Августовскому каналу (от деревни Лососно до поселка Сопоцкин).

*Агротуристический кластер — это географическая концентрация  агроусадеб, экскурсионных бюро, гостиниц, отделов культуры и предприятий, предоставляющих услуги в сфере туризма.

Что мешает развитию агротуризма?

Наталья Баркова, председатель общественного совета по развитию агроэкотуризма при управлении физической культуры, спорта и туризма Гродненской области:

— Практически ни в одной районной администрации нет специалистов, которые могут грамотно пропиарить отдых на селе. Однако независимые эксперты призывают владельцев усадеб самим проявить инициативу и придумать интересную программу для отдыха. Как оказалось, под оригинальные идеи реально получить европейские гранты.

Владимир Жуков, владелец экоусадьбы «Беловежье»:
— Говорят, что проблема продвижения услуг решается при взаимодействии владельцев агроусадеб и областных и районных отделов спорта и туризма. Но не надо себя обманывать. Никакого взаимодействия нет. Моя экоусадьба находится в деревне Рудня недалеко от Беловежской Пущи. Лично сам разработал и пытался продвинуть четыре экомарштура. Но оказалось, что мои идеи области не нужны, никто не захотел помочь финансово. Владельцам усадеб приходится, минуя все структуры, заниматься объединением и пиаром. Хотя мы считаем, что это не только наши интересы.

Ирина Бугрова, координатор регионального процесса Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии:
— У каждой области должен быть свой проработанный стиль. Если будет оригинальная «фишка», ваша территория сразу же станет интересна другим. Как показывает практика, это дает стопроцентную возможность получить финансовую поддержку в рамках международных проектов по развитию агроэкотуризма. Приведу пример. В городе Глубокое Витебской области реализуется проект «Малая Европа». В районе появится свой Диснейленд. Территорию для строительства охотно предлагают владельцы агроусадеб, которые понимают, что со временем поток туристов увеличится в разы. Идея родилась после того, как витебляне завязали связи с Литвой и Латвией.

Сергей Донских, декан факультета туризма и сервиса ГрГУ имени Янки Купалы:
—  Если говорить о подготовке специалистов по развитию агроэкотуризма, то тут возникает другая проблема: нет достойного контингента среди самих студентов. Ребенок, только что закончивший университет, не сделает в агротуризме ничего. Ведь чтобы работать успешно, необходим жизненный опыт и руки, растущие из правильного места. Студенты университета согласны поехать работать только на рецепцию на Кипр. А агроусадьбы панически их пугают.

Геннадий Бергер, владелец усадьбы «Домашний Очаг», деревня Жукевичи:
— Давайте от теории перейдем к практике. О каком продвижении может идти речь, если на подъезде к нашим усадьбам на дорогах областного и районного пользования элементарно два года не могут сделать дорогу и установить указатели.  Мы не просим больших денег. Делаем все сами. Можно из кармана вынуть. Можно кредит взять. Но 450 метров от трассы до усадьбы по ухабам турист не поедет.

Галина Калиновская, усадьба «Погостим в заказнике», деревня Дубинка:
— Взаимодействие собственников усадеб с органами власти необходимо. Пока государство помогает декларативно, а вот конкретных действий нет. Сегодня все понимают, что вместе зарабатываешь больше. Но мы не в состоянии создать эффективную систему, которая бы объединяла агроусадьбы. Нашего времени и денег хватает только на то, чтобы поддерживать дом в презентабельном виде.

Просто цифра
В регионе 210 агроусадеб. Как сообщили в областном управлении по физической культуре, спорту и туризму, задача на будущее — открыть по 60 усадеб в каждом районе Гродненщины.