Слабые колхозы планируют присоединить к промышленным предприятиям

Более двух десятков «слабых» сельхозпредприятий планируется присоединить в ближайшее время к промышленным предприятиям. Это вторая волна объединения города и деревни.

Заводы помогли подняться сотне колхозов?
В Гродненской области начиная с 2004 года более 30 убыточных сельскохозяйственных организаций стали филиалами: отстающие хозяйства объединяли с более сильными, а также с промышленными предприятиям. В обмен «доноры» получали льготы от государства — налоговые, финансовые и другие. Теперь, как рассказал в минувший четверг заведующий сектором по реформированию предприятий АПК комитета по сельскому хозяйству облисполкома Александр Добрук, эти слабые в прошлом производители мяса, молока и зелени убыточными уже не считаются.
В качестве инвесторов выступили открытые акционерные общества «Гродно Молкомбинат», «Гродненский мясокомбинат», республиканское унитарное предприятие «Гроднооблгаз» и другие. К примеру, в Зельвенском районе СПК «Ялуцевичи» присоединено к более сильному производственному кооперативу «Прогресс-Князево», сельхозпредприятие «Тарново» Лидского района -— к «Можейково», СПК «Незбодичи» Свислочского района -— к открытому акционерному обществу «Волковысский мясокомбинат». На начало 2004 года в области 127 из 250 сельхозорганизаций были убыточными.
Объединяли город и деревню в соответствии с Указом Президента о мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций.

Объединяться хотят не все
Более 20 слабых в этом году планируют объединить в небольшие холдинги с заводами и более крупными сельхозпроизводителями. У «БелЛакта» уже есть ОАО «Хатьковцы», в это году присоединят еще один СПК. «Гродно Азот» «обогатят» хозяйством из Ивьевского района. А ОАО «Строительно-монтажный трест №30» планирует обзавестись двумя объектами — Гродненской птицефабрикой и СПК «Гродненский» в деревне Подлабенье. При этом предприятие должно составить бизнес-план, как оно будет поднимать СПК.
— Мы пока не знаем, как будем работать с этими предприятиями, — рассказывает заместитель генерального директора треста Валерий Сусол. — Говоря объективно, мы и они занимаемся совсем разными делами, и как пойдет совместный труд, так далеко никто не заглядывал.
Но уже сейчас трест, как и другие промышленники, помогает в посевной. Дает технику, механизаторов, экскаваторы на сбор камней с поля, трактор с полуприцепом.
Председатель СПК «Гродненский» Александр Шантырь говорит, что их хозяйство не бедное, рентабельность есть. В необходимости объединения не уверен, а вот если бы трест выступал как спонсор, помог построить новую молочнотоварную ферму, закончить птицеферму — тут помощь нужна. «За кредиты рассчитываемся своевременно, я считал бы, что справимся», — продолжил он.
А вот филиал «Поречанка» ОАО «Гродненский мясокомбинат» и сам мясокомбинат, кажется, нашли общий язык. В руководстве хозяйства согласились, что обоюдная помощь есть, да и акционерное общество обеспечено луком, гречихой, чесноком для производства своей продукции.

Мнение эксперта
Экономист Леонид Злотников:
— Такой практики в мире нет, а у нас бывают курьезные случаи. К примеру, одно время у Нацбанка было 14 присоединенных хозяйс-тва. Там даже ввели должность — заместитель председателя по сельскому хозяйству.
С 2004 года присоединили до 600 сельхозпредприятий по стране в целом. Но в общем-то наш аграрный сектор остается убыточным. Это не рыночная мера. За рубежом, если предприятие просрочило 3 месяца выплаты по своим кредиторам, начинается процесс: либо санации, либо ликвидации. В мировой экономике считается, что банкротство полезно для экономики, ведь тогда ресурсы слабых передаются сильным. В последнее время были заявления в правительстве о том, чтобы прекратить поддержку слабых СПК. Но процесс не пошел.