История улицы 1 Мая,

или Где же все-таки жили Ширма и Богданович Улица 1 Мая — одна из центральных улиц нашего города. Перед тем как совершить по ней прогулку, обратимся к истории возникновения и  развития этой улицы. Для этого мы совершим виртуальное путешествие вглубь веков, воспользовавшись картами и планами города, начиная с 20-х годов XIX века.

Название «уменьшили»… на 2 дня
На карте 1824 г. изображен проезд (пока еще не улица), ведущий от нынешней улицы Ожешко к лютеранской кирхе. К ней примыкало кладбище, за которым были поля.  В 1866 г. улица уже прочерчена, но на ней, кроме кирхи, пока нет строений. В 1892 г. впервые появляется название улицы — Яковлевский проспект, который  идет до Городничанки, но не пересекает ее.  Через 8 лет название меняется на Яков проспект.
В Первую Мировую войну немцы улицу назвали Jakobs prospect. Решением городской Рады 26 апреля 1920 г. проспект переименован в Aleja 3 Maja (Аллея 3 Мая).  В сентябре 1939 г.  Гродно вошел в состав БССР, и наша улица на всем своем протяжении получила новое имя — 1 Мая. В годы Великой Отечественной  войны она носила название Bismarkstrasse.  А после освобождения города в июле 1944 г. улице вернули довоенное название — 1 Мая.

О чем молчат мемориальные таблички
Трехэтажный дом по четной стороне улицы  в стиле конструктивизма был построен в 1930 г. Мемориальная доска на его фасаде гласит о том, что здесь некогда проживал известный музыкальный деятель Г. Р. Ширма, и обозначены годы: 1944–1951.
Эти даты совпадают с годами деятельности в Гродно Белорусского Государственного ансамбля песни и танца, которым руководил Ширма. Позволю себе поставить под сомнение достоверность содержания памятной доски.
Дело в том что решением горисполкома от 4 июля 1946 г. «О закреплении квартиры за художественным руководителем Белорусского Ансамбля песни и пляски» Г. Р. Ширме была предоставлена квартира в другом доме: «Квартиру №2 по улице Богуславского в доме №2, состоящую из одной комнаты и кухни, в которой временно проживает бывший заведующий областным отделом искусств Мамакин Л. Н., после ее освобождения закрепить за художественным руководителем Белорусского Ансамбля песни и пляски тов. Ширмой Г.Р. как ранее проживавшим в ней».
К лету 1948 г. этот дом и около половины соседнего были заселены артистами ансамбля Ширмы, и 26 июня 1948 г. горисполком выносит решение
«О предоставлении Белорусскому Государственному ансамблю песни и танца помещений в домах №4 и №2 по улице Богуславского».  Вот и получается, что Ширма не мог в одни и те же годы проживать по двум адресам одновременно. Дома №2 по ул. Богуславского — его иначе называют дом Вириона — давно нет на карте города, а дом №4 — это не что иное, как известнейший в городе ресторан «Старый лямус».
Фасад дома №10 также украшает мемориальная доска, гласящая, что в этом доме с 1892 по 1896 гг. жила семья известного белорусского поэта Максима Богдановича. Справедливости ради, слова, написанные на памятной доске, также вызывают сомнение.
В июне 1947 г. газеты опубликовали два снимка домов в городе Гродно, в которых проживала семья Максима Богдановича. Один из них находился по адресу: ул. Огродовая (ныне Богдановича — Авт.), дом №7, а другой — ул. Дзержинского, дом №13/1. Полагаю, что эти снимки фотокорреспондент мог сделать в результате информации, полученной от потомков владельцев этих домов. К сожалению, оба эти дома давно снесены, и сегодня узнать что-либо о судьбе их прежних владельцев практически невозможно.

В честь 300-летия Дома Романовых
На углу ул. 1 Мая и Академической стоит большое здание. На его стене, обращенной к улице
1 Мая, можно увидеть дату — 1913 г. Первая мысль, которая приходит в голову, — это дата постройки здания. Но этим увековечено 300-летие Дома Романовых, а здание построено в 1907 г. как реальное училище им. цесаревича Алексея.
В последующие годы в нем находилась гимназия им. А. Мицкевича, сразу после войны — военный госпиталь. Затем все это здание заняли  Гродненский обком КП(б) Белоруссии и Гродненский обком ЛКСМБ, где они находились до февраля 1951 г. Именно с этого времени оно принадлежит Гродненскому аграрному университету.

Мебель, орган и люстру из кирхи передали в горсовет
Перекресток улиц 1 Мая и Академической, пожалуй, самое примечательное место в этом районе. Здесь находится уникальное культовое здание, изрядно обветшавшее, давно потерявшее свой блеск, но от этого не менее величественное — это лютеранская кирха. Оно, словно магнит, притягивает к себе, и, когда проходишь рядом,  невольно останавливаешься, поднимаешь голову вверх, чтобы увидеть изувеченный войной шпиль, циферблат часов с застывшими навечно стрелками.
28 сентября 1944 г. принимается решение горисполкома о предоставлении помещения для организации областного архива: «Предоставить помещение немецкой кирхи для размещения областного архива по улице Академической… Имеющиеся в кирхе мебель, люстры и орган изъять для залы заседаний Горсовета депутатов трудящихся, Парткабинета и Филармонии». Где сейчас эта мебель, орган и люстры — никто не знает.
Еще со школьных лет помню металлическую кованую ограду, которая окружала здание кирхи и дом пастора, въездные ворота, калитку. Рядом со входом находились три могильных холмика — как тогда говорили, здесь похоронены немецкие генералы. Со временем исчезла ограда и могилы, последними недавно пали старые тополя — свидетели истории…
Издавна принято было умерших прихожан хоронить рядом с храмом. Напротив кирхи и было такое кладбище. На нем построили часовню, которая в конце XIX в. исчезает с карты города, а кладбище остается на противоположной стороне образовавшегося Якова проспекта. Последние захоронения  на кладбище производились в годы Первой Мировой войны. В сентябре 1951 г. горисполком принимает решение о его закрытии: «Бездействующее кладбище по улице Академической, на котором на протяжении тридцати лет не производились захоронения (с 1914 года), закрыть. Начальнику конторы благоустройства тов. Войтас и управляющему трестом зеленхоза тов. Мандрито организовать на закрытом кладбище сквер». А в конце 50-х годов принимается решение о строительстве на месте кладбища детского сада, который был торжественно открыт  в мае 1961 г. И имя ему определили — «Весна».

А ведь был у нас свой велозавод
За перекрестком с ул. Волковича довольно короткий отрезок ул. 1 Мая упирается в высокий металлический забор, который появился здесь несколько лет назад. За домом №30 в левую сторону идет проезд к ул. 17 Сентября. Этот проезд еще до 60-х годов был улицей К. Либкнехта, по обе стороны которого стояли одноэтажные типовые дома, построенные в середине 20-х годов.
К 70-м годам велозавод, позднее завод автомобильных агрегатов, разросся и «поглотил» часть этих уютных домиков. Вместо них вырос бетонный забор. Уже в 90-е годы производственные и складские корпуса были снесены, и на освободившейся территории образовалась автостоянка, а улица 1 Мая заканчивалась уже у забора автостоянки. Сегодня это металлический забор долгостроя — магазина «Евроопт». Возможно, после завершения строительства, улица 1 Мая выйдет, наконец, к улице Тимирязева, как это предусматривалось  проектировщиками конца XIX века.