«Серый» лейбл

Кто любит белорусское и подделывает наши брендыСегодня от подделок страдают не только популярные торговые марки. Жертвами «пиратов» становятся и региональные предприятия. Гродненская область не стала исключением. На мировом рынке сейчас встречаются копии одежды и посуды наших фирм.

Компании жалуются: подделывают в основном то, что пользуется наибольшим спросом. В итоге в минусе остаются не только производители, но и потребители. Какие торговые марки копируют и можно ли с этим бороться, попытался узнать корреспондент «Вечёрки».

За идею обидно
С недавнего времени с воровством недобросовестных конкурентов сталкивается гродненская швейно-торговая фирма «Элод». Сегодня компания работает с партнерами из Германии, Франции, Голландии и России. И именно на российском рынке марка чаще всего встречается с проделками «копировальщиков».
– Шокирована и удивлена, когда, например, вижу на тех же ярмарках женской одежды модели-дубликаты нашего предприятия, – говорит начальник коммерческого отдела ОАО «ШТФ «Элод» Наталья Семинская. – Практика показывает, что в основном воруют эскизы шифоновых платьев и блуз. Похожие модели можно увидеть и на рынках, и в торговых центрах. Это неприятно и обидно, так как в разработку каждого элемента коллектив вкладывает много труда, времени и денег.
По словам Натальи Семинской, определить, где именно шьют поддельную продукцию, не всегда возможно. Их одежда отличается хорошей посадкой, а ушлые умельцы используют уже готовую идею. При этом к костюму могут пришить лишний карман или манжету, изменить форму пуговиц. В такой ситуации юридических оснований для претензий у компании становится меньше, так как модель уже считается другой.

А нам не страшно
ООО «Ювита» в сотрудничестве с европейскими домами мод выполняет заказы по изготовлению коллекций одежды для женщин. Параллельно компания создает собственные коллекции, ориентированные на белорусский и российский рынки. По мнению специалиста по маркетингу предприятия Инны Юрасовой, пиратское море подделок в первую очередь бьет по кошельку потребителя. Не секрет, что любители наживы чаще всего ставку делают на количество, а не на качество. Покупатель выбирает то, что дешевле, и оригинальная на первый взгляд вещь на деле оказывается некачественной.
Однако в целом на предприятии к проблеме фальсификации относятся философски и не драматизируют ситуацию:
– Мы в курсе, где именно продают поддельную продукцию нашей торговой марки, – говорит наша собеседница. – Далеко можно не ходить и заглянуть в магазины Минска. Но стоит понимать, что текстильный мир – это мир подделок. Ты успешно существуешь, если делаешь ставку на высокие технологии. Мы не считаем «подпольщиков» конкурентами, так как им за нами не угнаться. У нас быстрая сменяемость моделей. Дизайнеры при конструировании и изготовлении одежды применяют современные системы автоматизированного проектирования. Вряд ли «пираты» обладают необходимым оборудованием.

Восточный след
С коллегой из «Ювиты» соглашается начальник отдела маркетинга белорусско-итальянского предприятия «Динамо программ» Валентина Юрахно. По ее словам, только самое дешевое оборудование может обойтись в пять миллионов рублей. Компания, которая базируется в Гродно, в свое время тоже пострадала от пиратского использования своего бренда. Недовольные потребители звонили из Москвы. Оказалось, что марку подделали российские цеховики.
О проблемах контрафактной продукции рассказал заместитель директора предприятия чулочно-носочных изделий «Конте Спа» Сергей Жевнерович. По его словам, их марку активно копируют в других странах. Местные «пираты» украли фирменный дизайн упаковки товара гродненской компании. На предприятии не переживают и уверены: покупатели в курсе основного сегмента продаж, и репутации бренда ничто не угрожает.

Хотите чаю?
Но подделывают не только одежду и белье. В этом году «пираты» подорвали объемы продаж стеклозавода «Неман», изделия которого экспортируются в страны СНГ и Европы. Как рассказал заместитель директора по маркетингу и сбыту Александр Сучков, узнать точный адрес изготовителя фальшивки пока не удалось:
– Наш завод наладил массовое производство стаканов для чая в Азербайджане, где этот вид продукции пользуется большим спросом. А недавно кто-то стал производить пиратские копии этого ассортимента. При этом копируют и упаковку, и фирменный дизайн.
По словам Александра Сучкова, фальшивки дешевле оригиналов в пять раз. Чтобы избежать дальнейших потерь, «Неман» расширил ассортимент других изделий. Но специалист считает, что контролировать рынок подделок сложно. И даже личные связи не играют роли.

Кстати
Как пояснил заместитель начальника управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Гродненской области Александр Скребец, проследить за зарубежным рынком подделок не так просто: «Есть, например, случаи, когда китайские производители получают временные лицензии на изготовление товаров-дубликатов наших фирм. Но по окончании разрешения продолжают выпуск. Оригинальная марка начинает бить в колокола, только когда уже потеряет конкурентные преимущества».
По мнению экспертов, в такой ситуации каждой фирме приходится самой заботиться о мерах по защите продукции от копий. А представители компаний говорят, что готовы рисковать, лишь бы расширить рынок реализации товара.

КомментариЙ эксперта

Начальник отдела информации и методологии, помощник генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Валентин Рачковский:
– Современный конкурентоспособный бренд – это высокотехнологичный бренд. Производитель, вкладывая ресурсы в повышение качества продукции, в развитие ее высокотехнологичной составляющей, уже только этим реально противодействует появлению подделок. Юридические средства защиты от пиратства – это, прежде всего, объекты интеллектуальной собственности. Если продукция базируется на охраноспособных технических, дизайнерских решениях, маркирована оригинальным обозначением, то производителю целесообразно обеспечить патентование данных решений и регистрацию своих товарных знаков на рынках реализации производимой им продукции. Наконец, производитель и тактически может создать пирату неблагоприятные условия для подделки оригинальной продукции, проводя выверенную ценовую политику, грамотно выстраивая сеть реализации продукции, используя рекламу и т.д.