Что заливаем в бак?

Почему машины глохнут на морозеАркадий пришел в редакцию с канистрой солярки. Оттуда ее можно было доставать кусками. По словам мужчины, солярку ему продали на одной из АЗС. Позже оказалось, что с такими же проблемами сталкиваются и другие гродненцы.

– Я заправился зимним топливом на АЗС возле границы с Польшей. Через некоторое время машина заглохла. Оказалось, солярка полностью загустела, «запарафинилась», – делится своей бедой водитель. – Я написал жалобу оператору. Пришел ответ, что на этой заправке все соответствует норме.

Топливо еле теплое
В управлении Департамента финансовых расследований по Гродненской области мы узнали, что за последнее время нарушений, связанных с продажей разбавленного топлива, не выявляли. А работники заправок считают, что причина поломок в неисправностях внутри самих машин. «К нам зимнее топливо привезли в конце ноября. Мы полностью зачистили канистру с летним д/т, там нет его остатков, поэтому и подмены не может быть, – рассказал директор АЗС № 36 СП ЗАО «Славнефть-Старт» Николай Осовик. – Кроме того, зимнее и летнее топливо у нас стоит одинаково, еще и поэтому нет смысла в подмене видов. На каждую партию есть свой пакет документов, нас периодически проверяют. Если бы возникали проблемы с качеством, мы бы не получали сертификаты».
По словам начальника испытательной лаборатории РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт» Валентины Павловской, в лаборатории анализируют каждый вид горючего, в том числе и зимнее д/т (дизтопливо). «Если бы причина поломок была только в нем, машины стояли бы массово», – считает специалист.

Что делать?
Обратившись в Гродненскую городскую организацию ОО «Белорусское общество защиты прав потребителей», мы узнали, что с начала года к ним поступило пять или шесть жалоб на замерзшее горючее. «Для того чтобы доказать свою правоту, всегда берите чек, когда заправляетесь, – советует председатель организации Вадим Рыжкевич. – Если возникает претензия к топливу, нужно обращаться с письменной жалобой к оператору. Он в присутствии третьего лица должен взять несколько проб на анализ в две или три емкости. При клиенте их опечатывают и ставят подписи. Одна бутылка хранится у оператора, вторая отправляется на анализ. Потом по итогам экспертизы выносится решение».
Правда, экспертизы проводят лаборатории, которые находятся в ведомстве организаций, владеющих заправками. «По ГОСТу и стандартам зимнее топливо фильтруется при двадцати градусах мороза. Почему тогда машина глохнет, когда за окном минус двенадцать? – интересуется Аркадий. – Может, горючее уже поступило на заправку бракованным?»
В 202 химмотологическом центре горючего (ХЦГ) Минобороны РБ, которое проводит независимые экспертизы топлива в Беларуси, нам разъяснили, что горючее по стандартам действительно парафинится при двадцати градусах мороза. Но фактически топливо может замерзать и при более теплой погоде, минус двадцать – это уже предел, разъяснил главный химмотолог ХЦГ Дмитрий Радивончик. Получается, водитель не застрахован от перспективы заглохнуть на трассе даже при слабых морозах. Знает ли он об этом, когда покупает зимнюю солярку?