Край знаменитостей

На родине Карского строят новые дома и пишут письма потомкамВ Луцковлянах делают сосиски и выращивают горох для всей области. Строят спортивный зал и ездят на скутерах. Ходят в баню по субботам и болеют за свою футбольную команду. Здесь работает электростанция, открыт музей, где помнят Карского, Соломову и других знаменитых земляков.

Год назад два СПК, имени Деньщикова и «Индура», объединились и стали самым большим хозяйством региона. Некогда убыточную «Индуру»  предали крепким Луцковлянам. Теперь там стараются все обновить и отремонтировать.

Колбаса вместо скрипки
Самая крупная стройка идет в Индуре. В пустовавшей музыкальной школе у автовокзала открыли магазин. В декабре здесь же начнет работать спортивный зал для молодежи с тренажерной комнатой. Еще одно крыло решили отвести под общежитие-гостиницу на двадцать мест. Сюда планируют поселить гостей, временных работников и молодых специалистов, которые еще не успели обзавестись своим жильем, рассказывает заместитель председателя по идеологии СПК имени Деньщикова Сергей Журневич.
В Луцковлянах в старой мельнице и бане начала прошлого века думают открыть кафе. Проект уже готов, в следующем году планируют начать реконструкцию. А пока неофициальным центром культуры остается ресторан. Все юбилеи, свадьбы заказывают здесь уже более двадцати лет. Бывали случаи, приходилось юбилярам в  очередь вставать.
С другой стороны дороги расчищают места под коттеджи для местных жителей. Здесь появится новая улица – Приозерная. Квартиры сдадут с полной отделкой «под евро», новоселам останется только завезти мебель. За каждую квартиру сто сорок миллионов рублей заплатит  в кредит СПК.
Суббота в Луцковлянах – банный день. Когда в порядок привели местную баню, сюда на автобусе привозят жителей всех окрестных деревень.

Сидят на горошине
Местное хозяйство – единственное в области, где выращивают зеленый горошек.
Для его уборки даже купили голландский комбайн. Весь урожай, более шестисот тонн, отправляют на Гродненский консервный завод, который модернизировал производство и готов принимать все больше продукции. Недавно заложили яблоневый сад, хотят выращивать садовую землянику.
Есть в СПК  пасека на шестьдесят ульев. Но второй год из-за перемены погоды здесь остаются практически без меда. «Бывали времена, мы собирали и по две тонны, а сегодня едва сто килограммов. В дождливые дни  пчелы прячутся в ульях и съедают все, что принесли», – рассказал председатель СПК Василий Свирид.
Сосиски, сардельки, колбасы и полуфабрикаты здесь производят уже восемнадцать лет. Работают под заказ и каждый день отправляют в гродненские магазины и рестораны около двенадцати тонн продукции. По словам начальника мясоперерабатывающего цеха Ричарда Попко, у них есть свои запатентованные сорта: такой «Гродненской», «Белорусской» и «Неманской» не делают больше нигде.

Хранят вещи Карского и немецкую карту
Луцковлянская земля очень знаменита. Здесь родился основоположник белорусского языкознания Евфимий Карский, подпольщица Ольга Соломова, астроном Почобут-Одляницкий, который первым определил географические координаты Гродно и Варшавы.
Поэтому историко-краевед-ческий музей – местная гордость. По словам его директора Владимира Козырева, здесь сохранились записи посещений от представителей со всей Европы и даже Шри-Ланки. Оставили памятную запись Василь Быков, Алексей Карпюк и Данута Бичель-Загнетова. Побывал в нем и легендарный летчик Маресьев.
Самые ценные экспонаты посвящены Карскому. Специально из Санкт-Петербурга внучка ученого передала сюда стул, любимую лампу с разноцветными стеклышками (она до сих пор работает) и портфель. Карский жил на этой земле всего первые восемь лет, пока отца-учителя не перевели на другое место работы. Его дом не сохранился, но в Лаше остались могилы родных.
Школьники разыскали в этих местах и каменные топоры, которым более четырех  тысяч лет. Местные жители принесли немецкую карту 1943 года, на которой отмечены новые границы Беларуси. По плану, за Острино и Волковыском начиналось закрытое государство, где фашисты собирались ставить эксперименты на людях.
Недавно на наружной стене музея повесили отчеканенные картины истории этих мест. Рядом с ними в 2047 году из боевого ствола достанут  металлическую капсулу, где  лежит послание потомкам.

Ожешко взяла сюжет в Луцковлянах
Жительницу деревни  считали ведьмой. Крестьянин Дюрдь с сыновьями туманным вечером возвращался домой и заблудился. Он кружил по округе и все никак не мог выйти к дому. Тут в тумане он встретил ведьму, решил, что все это колдовство, и заколол женщину. За убийство он получили десять лет каторги и вечную ссылку в Сибирь. Владимир Козырев рассказывает, что именно на основе произошедшей здесь истории Элиза Ожешко написала повесть «Дюрдь». Узнала писательница об этом около 1885 года,  когда гостила у сестер  Буховецких в имении Лаша.

Справка «ВГ»
Откуда пошли Луцковляны
Деревня впервые упоминается в 1784 году в Варшавском архиве, где перечислялись села, расположенные вокруг индурской парафии. Деревушки  в округе еще более древние – XIV–XVI веков. Земли эти принадлежали когда-то слонимскому магнату Огинскому, дяде известного композитора. Луцковляны  тот подарил своему слуге Ляхницкому. В 1935 году усадьба горела. На этом месте до сих пор находят черепки посуды и обломки вещей. Одному из потомков Ляхницких сейчас семьдесят лет, он живет в Польше, полтора  месяца назад он приезжал посмотреть на земли предков.

Кстати

Спорт в массы
Здесь создана универсальная спортивная команда. Она защищает честь СПК на всех районных соревнованиях по футболу, баскетболу и волейболу. Играют трактористы, комбайнеры, связисты. Больше всего любят футбол, болеют за «Неман», БАТЭ, «Милан» и «Манчестер Юнайтед».

Починили электростанцию
Она вырабатывает тридцать процентов всей электроэнергии, которую потребляет деревня. Построили ее еще в конце пятидесятых годов, когда получили по репарациям австрийское оборудование.

Почтальоны ездят на скутерах
Почтальон Ольга Мустыгина пересела на современный транспорт три года назад. Удобно, быстро, права не нужны и стоит не так дорого, как машина. Чтобы в холодную погоду не продувало, купила теплый комбинезон.