Баториевка и ее обитатели

По распоряжению Батория к уже возведенной части дворца с аркадами  пристроили вторую половину, на углу Рынка и улицы Озерской.  По завершении строительства король планировал передать иезуитам дворец под коллегиум. Крыло здания, выходившее на Озерскую (ныне Карла Маркса), было трехэтажным. Вход подчеркивался высоким парадным крыльцом.

Начало истории см. «Баториевка и ее обитатели» 

Бaтoрий умер 12 декабря 1586 года, а здание иезуиты так и не получили – у них не было монаршего привилея на владение.   
По пoвoду причин cмeрти Бaтoрия у придворных врачей П. Симони и  Н. Бучелла возник спор. И  15 декабря 1586 г., на третий день после кончины короля, дабы прояснить медицинскую картину, цирюльник Я.Зигулиц произвел первое в Восточной Европе анатомическое вскрытие и забальзамировал тело.
Баторий завещал похоронить его в Фаре Витовта. Тело правителя некоторое время находилось в подвалах здания, которое находилось на месте нынешнего Дворца культуры текстильщиков. После чего высокую волю исполнили: около полугода саркофаг оставался  в гродненском главном костеле. Затем тело Стефана Батория перевезли в краковский Вавель, где и похоронили в кафедральном соборе.  
Молва донесла предание, что останки короля, дескать, находились в подвалах баториевки, после чего их перенесли через дорогу в Фарный костел. Однако это всего лишь городская легенда. Исследователи А. Киркор и Э. Хлопицкий в 60-е годы XIX века предположили такой вариант событий. Широкое распространение версия получила в конце XIX – начале XX веков.
А еще ходят слухи, что из подвалов баториевки под старую ратушу ведет подземный ход, не исследованный до сего дня.

Хождение по людям
В начале XVII века баториевка перешла к Массальским, а в 1643 году сын гродненского подкомория Александра Массальского продал строение гродненскому земскому писарю Владиславу Кердею.
В 1680 году  дворец перешел к виленскому воеводе Казимиру Яну Сапеге. Казимир Ян прожил семьдесят восемь лет и обзавелся огромным состоянием. Причем получено оно было преимущественно от крестного отца Казимира Леона Сапеги и в наследство от родного отца. Он владел многими населенными пунктами, расположенными по всему государству, домами и дворцами в местечках и городах. В 1684-м купил у гродненских монахов-бернардинцев дворец. В Гродно, еще ранее, он приобретает несколько участков земли и возводит дворец на Виленской (ныне неоднократно перестроенное здание по улице Советской, 10).

Высокое собрание
В 1717–18 годах баториевку перестроили для заседаний сейма Речи Посполитой –  с 1673 года каждый третий сейм проходил в нашем городе. Сначала в Старом замке. Однако во время Северной войны в 1708 году замок был сильно разрушен, и тут пригодилась баториевка. Реконструкцию проводил немецкий архитектор И. Яух. Заседания проводились в зале со стороны нынешней улицы Маркса. В эти же годы дворец становится резиденцией Августа II. Для того чтобы король с королевой, не выходя на улицу, могли посещать церковные службы, провели галерею, соединяющую Фарный костел и дворец.
После того как возвели Новый замок, дворец вернулся в собственность Сапег. Следующим и последним из этого рода владельцем его был Александр Михаил Сапега. Родился он в семье генерала артиллерии Казимира Леона Сапеги и Каролины Радзивилл 12 ноября 1730 года.
С  1765 по 1779 годы дворец принадлежал подканцлеру Михаилу Бжостовскому. А с 1779 года – Антонию Тизенгаузу.
С детства Антония отличали  аналитический склад ума, быстрота мышления, четкий и ясный взгляд на происходящее. Первым, кто обратил внимание на юное дарование, был подскарбий надворный и староста Гродно Юзеф Массальский. По его рекомендации Антоний становится гродненским подстаростой в двадцать четыре года. Находясь постоянно в Гродно, молодой человек влюбился в город, из которого в недалеком будущем как подскарбий и министр стал руководить всем Великим княжеством Литовским.
6 июня 1765 года надворный князь Юзеф Масальский и король назначают Тизенгауза на должность подскарбия, предав в его руки ключи от своих столовых экономий, назначив одновременно и старостой Гродно.
Являясь руководителем всей финансовой системы Великого княжества Литовского, Антоний Тизенгауз возглавил и таможенную службу государства. Комиссия скарбовая Великого княжества Литовского, как и таможенный департамент, входивший в ее состав, с 1765 года заседания проводила в Старом замке, а с 1777-го по 1794-й – в баториевке.

Снова перестройка
В 1832 года здание было перестроено, у него сменилось несколько владельцев. А. Киркор указывает на то, что до 1836 года принадлежало Клавдову, в 60-е годы XIX века – Беймаку, а большей его частью владел А. Полюта. После пожара 1885 года внешний вид и планировка баториевки значительно изменились. Перестроенная часть от улицы Бригитской нисколько не напоминала давний королевский дворец.
В начале XX века в здании находились  гостиница, магазин иностранных вин и частная гимназия К. Борковской.

Откуда название
В годы Второй мировой войны левая половина баториевки, в отличие от правой и большинства других сооружений на Советской площади, не испытала значительных разрушений. Правая же лежала в руинах. На этом месте в начале 60-х годов появился жилой пятиэтажный дом с магазином на первом этаже (ныне торговый дом «Батория»).
А народное название появилось так. Элиза Ожешко говаривала «дом Батория», а топоним «баториевка» применил в своем труде «Гродненская старина» Е.Орловский в 1910 году.
В 70-е годы XX столетия в баториевке под руководством академика Ю.М. Островского работал Отдел регуляции и обмена веществ Академии наук БССР. Сформировалась гродненская биохимическая школа – школа академика Ю.М.Островского.
И нынче эти стены связаны с наукой, здесь находится кафедра нормальной анатомии Гродненского государственного медицинского университета.
Город не может жить без легенд. И вокруг созданного в баториевке анатомического музея ходят необычные истории. А если разобраться, то гродненская кунсткамера имеет два зала. В первом – отдел нормальной анатомии. Здесь можно увидеть, как выглядят органы здорового и больного человека. Второй зал – отдел паранормальной анатомии. Всего в музее около сотни экспонатов.