Двухколесная проблема
Велосипедистов в городе стали штрафовать Велосипедистов в городе и так не много, теперь распоряжение ГАИ и вовсе должно вытеснить их с улиц. До 31 июля всех, кто передвигается по проезжей части на велосипедах, могут наказать рублем.
Так, наш читатель и автор Игорь Лапехо ехал недавно на велосипеде, правил не нарушал и получил штраф с формулировкой «управлял велосипедом на проезжей части, при наличии рядом тротуара». Несмотря на протесты Игоря с ссылками на ПДД, нарушение было все же зафиксировано. Сочтя такой протокол, мягко говоря, несправедливым, велосипедист подал заявление в ГАИ и обратился в редакцию с просьбой выяснить, за что невзлюбили велосипедистов.
ЗА
Специализированных дорожек у нас нет
Логика Игоря Лапехо следующая: велосипедных дорожек у нас нет. Вернее есть, но только одна (дорожка, ведущая от улицы Суворова в сторону Юбилейного озера, формально за чертой города) и находится в плачевном состоянии.
Следующий довод – скорость. В среднем велосипед движется со скоростью двадцать километров в час (при этом скорость велосипеда правилами никак не ограничивается). Не всем пешеходам понравится делить тротуар с техникой, которая движется в несколько раз быстрее, чем он.
Кроме того, тротуары и не предназначены для велосипедистов. Съезды и заезды на перекрестках и выездах из дворов нередко слишком высоки, чтобы преодолеть их не останавливаясь. Например, на улице Буденного слезть с двухколесного транспорта придется двенадцать раз.
Таким образом, в распоряжении велосипедистов остается проезжая часть.
Сейчас Игорь подал заявление в ГАИ с просьбой отменить решение инспектора. Отступать он не намерен и обещает при необходимости дойти до Конституционного суда. Конечно, десять тысяч – деньги не большие, но это дело принципа.
ПРОТИВ
Мы не стараемся вытеснить кого-либо с дорог на тротуары
Позицию ГАИ озвучил инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненского облисполкома Валерий Юдин:
– Повышенное внимание инспекторов объясняется резко увеличившимся количеством ДТП с участием велосипедистов. Только с начала месяца зафиксировано девять таких аварий, одна из них со смертельным исходом. Последний случай произошел в это воскресенье. Велосипедист попал под колеса мотоцикла. При этом пострадал как он, так и мотоциклист. Установлено, что ДТП произошло по вине велосипедиста. Или вот еще. 16 июля восьмилетний ребенок выезжал на велосипеде со второстепенной дороги (согласно правилам выезжать на дорогу велосипедист может только по достижении четырнадцати лет) и был сбит автомобилем. К счастью, обошлось без трагических последствий.
Поэтому с 10 июля в силу вступило распоряжение о дополнительных мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Действовать оно будет до 31 июля.
Мы не стараемся вытеснить кого-либо с дорог на тротуары. Если велосипедист соблюдает правила, показывая повороты, уважая всех участников движения, то, думаю, он сможет объяснить инспектору свое решение выбрать тот или иной режим движения.
То же самое хотелось бы отметить и в отношении водителей. Некоторые из них велосипедистов буквально за людей не считают. За городом нередки случаи, когда машины обгоняют велосипедистов, проезжая в сантиметрах от них.
Третья сторона
Что водители думают о велосипедистах на дорогах?
Сергей (стаж вождения три года): «Я к велосипедистам хорошо отношусь, но только в том случае, если он на тротуаре и без плеера».
Дмитрий (стаж вождения несколько месяцев): «Со мной был случай: на трассе за городом прямо передо мной пожилая женщина повернула резко влево. Чудом увернулся. Так что лучше бы их с дороги убрать».
Александр (стаж вождения семнадцать лет): «Мне велосипедист однажды сам ударил машину. Ехал рядом со мной, а потом резко вывернул влево. Вообще я часто езжу по делам в различные города. По моим наблюдениям, процентов, наверное, семьдесят велосипедистов едут в нетрезвом виде. Мне кажется, единственный выход – это штрафовать их, да и водителей».
Пункт преткновения
А что говорят правила? Дело в том, что и инспекторы при штрафовании велосипедистов, и сами велосипедисты при отстаивании своей правоты ссылаются на один и тот же пункт ПДД:
«Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края».
Вот только кто будет определять, когда появляется опасность для пешеходов и что означает невозможность двигаться по тротуару? Велосипедисты уверены, что это их право, сотрудники ГАИ уверены в обратном. Настоящий пункт преткновения.
Что же делать?
Как ни странно, но этот извечный вопрос разногласий не вызывает. И велосипедисты, и представители ГАИ сходятся на мысли, что необходимы велосипедные дорожки. Правда,когда они у нас появятся?
Это интересно
Во многих станах мира (прежде всего Европе) существуют велосипедные трассы по нескольку сотен и даже тысяч километров. Они соединяют города, а нередко и страны. Например, дорога Берлин – Копенгаген растянулась на 630 километров.