Тарелка супа, полбуханки…

Пиджак на голое тело, татуированный тигр на груди, усталое лицо. В прошлом массажист с золотыми руками, он бродит, спотыкаясь, по жизни и ночует в гостинице для бомжей.

Чаще всего таких людей можно встретить на улице Карла Маркса, где волонтеры благотворительной католической организации «Каритас» раздают бесплатные обеды. Одни едят за столом, другие приходят к двери со своей тарой. Целая очередь взглядов: покорные, пронзительные, суровые или безразличные, нагловатые, порой со следами вчерашнего хмеля…
Стоит ли говорить, что такие люди не любят позировать перед объективом. Фотокорреспонденту «Вечёрки» Александру Саенко потребовалось полгода, чтобы бомжи перестали его стесняться. За это время не раз пришлось сидеть за одним столом, слушать грустные, чем-то похожие одна на другую истории. «Родственники не понимают, дети не понимают, никто не понимает, и никому мы нафиг не нужны», – записанный на диктофон женский голос, сиплый от алкоголя, звучит, как приговор…
Так родился проект «Едоки», итогом которого стала первая персональная выставка автора. Она открылась на прошлой неделе в фотоклубе «Гродно». Длинные ряды ложек и увесистых кусков хлеба на столе, суп в трехлитровых банках, брошенные после обеда табуретки. И опрятные монахини, будто сошедшие с полотен фламандских художников эпохи Возрождения. Прежде чем взяться за ложку, едоки покорно повторяют за ними слова молитвы. А вот и финальный аккорд. Грубые руки с черными ногтями, лица не видно: мужчина наклонил тарелку, чтобы доесть все до последней капли. За его спиной в рамке, как немой укор, виднеется репродукция. На ней сцена из тайной вечери.
Александр Саенко начал фотографировать в 2005 году. Через два года пришел в «Вечёрку». Увлечение, ставшее профессией, появилось благодаря Интернету. Когда он впервые подключился к Всемирной сети, стал обращать внимание на снимки. Решил попробовать и купил первую мыльницу. Ну а дальше вы и сами знаете.