Задержись на вокзале

В зале ожидания открылась фотовыставка В зале ожидания гродненского железнодорожного вокзала открылась выставка фотографий, которая рассказывает об истории станции.

Первый поезд прошел через Гродно 140 лет назад. Взять билет можно было по направлениям до Варшавы и Санкт-Петербуга. А первое здание станции детально зарисовал Наполеон Орда. В 1986 году он напоминает дворец или ратушу. Двухэтажная постройка с пилястрами соединяется галереями с двумя флигелями. На втором плане за вокзалом, на месте магазина спорттоваров, груды песка.
Согласно архивным документам, рассказывает художник железнодорожного вокзала Елена Климова, в первом поезде Санкт-Петербург – Варшава имелось четыре класса. Купив билет первого класса, можно было ехать в купе, рассчитанном на восемь человек, с мягкими диванами и обитыми стенами. Во втором классе попутчиков было десять. В третьем пассажиры ехали на деревянных сиденьях, вагон с незастекленными окнами; а в четвертом и вовсе сидели на полу. Цена билета до Вильнюса – от пяти до двух рублей. Удовольствие не из дешевых: отправиться в путь можно было, продав корову.
На репродукции 1913 года мы видим аллею, ведущую от улицы 1 Мая до станции. Рядом – точка по продаже пива и сахара.  По бокам дороги – дома частного сектора. В 1921 году станция переходит Польше, отсюда отправляются поезда только в западном направлении. На фотографиях этого времени на месте нынешней стоянки такси располагались извозчики. У входа в вокзал находилось садовое кольцо с изгородью и клумбами. Нашелся необычный черно-белый снимок, который не вошел в экспозицию, где на клумбах видна могила с крестом. Предположительно, это захоронение немецкого солдата.
А вот обуглившиеся стены коробки – так выглядела станция после Великой Отечественной войны. Немецкий фотограф запечатлел рухнувший в Неман железнодорожный мост, пути которого вели на Запад. Уже снимок 1948 года свидетельствует о восстановлении двухэтажного здания станции с балконом, на котором помещен плакат c изображением в натуральную величину «отца всех народов». Создается впечатление, что он лично взирает на железнодорожные пути. На первом этаже – фото Молотова в окружении лозунгов-обращений к молодежи и пролетариату всех стран. На фотографии уже ближайшего времени, 1980-х годов, в объективе два вокзала: старый и строящийся новый.