Варшавская осень

Ветер снова дует в сторону БеларусиВ субботу в варшавской опере смотрели русский балет, а через неделю, в понедельник, в польском МИДе обсуждали проект соглашения о правилах приграничного движения и возможной долгосрочной  визе для белорусов. Сегодня в Варшаве отчетливо ощущается теплый ветер в настроениях к близкому восточному соседу. Правда, с напоминанием об обязательствах перед ЕС.

Три дня журналисты «Вечёрки» провели в Варшаве. Поездка состоялась при поддержке Генерального консульства Польши в Гродно.

30 километров дружбы
О глобальном потеплении говорил  на встрече с гродненскими журналистами в польском сейме и  сенатор, заместитель председателя комиссии  по делам эмиграции и связям с поляками за границей Лукаш Абгарович.
– Думаю, подписание договора – дело ближайших недель, а ситуация на границе изменится уже осенью, – рассказал Лукаш Абгарович.
По словам сенатора, Беларусь идет в полушаге от Украины в переговорах относительно приграничного движения. Предел, где будут действовать долгосрочные национальные визы, определен в 30 километров, в отдельных случаях дойдет до административных контуров районов –  50 километров. Так что Гродно окажется в зоне действия новых правил.
Все для этого приготовлено, считает  политик. Польша и сама когда-то имела подобные проблемы, уже отработана схема с Украиной,  так что ее просто можно перенести в новые условия.
В том числе нет у сенатора опасений по поводу контроля за перемещениями граждан в пограничной зоне: «Есть службы кроме таможни и пограничников, например полиция, которые могут проверить (и уже делают это), кто и на каком основании находится на территории всей Польши. И не нужно создавать дополнительные кордоны».   
От новых правил ожидают оживления хозяйственной деятельности и реанимации «малой торговли». Кстати, 29–30 сентября в  Варшаве прошел очередной этап белорусско-польских межмидовских консультаций, в том числе и по теме приграничного движения.

Зонтик раскрыли, дождя пока нет
Политики Польши и Беларуси решили раскрыть зонтик над негосударственной организацией Союз поляков на Беларуси.  Несколько лет у Союза два руководителя. Похоже, теперь приходит время договориться.
– Мы с белорусской стороной пытаемся создать атмосферу, чтобы эта организация вновь стала единой и совместно работала. Но  не можем определять точки влияния, – ответил на вопрос «Вечёрки» заместитель директора департамента восточной политики МИДа Польши Мариуш
Машкевич. (Гродненцам Мариуш Машкевич хорошо знаком, поскольку несколько лет назад был Генеральным консулом в Гродно. – Прим. авт.). – Сегодня действует совместная рабочая группа по вопросам польского меньшинства в Беларуси. Группа предложила «раскрыть зонтик», создать что-то вроде миссии доброй воли – по четыре человека от Иосифа Лучника и Анжелики Борис, чтобы можно было довести союз до съезда. И думаем, процесс начался.

Разделение и равновесие
Присутствовать на заседаниях сенаторов польского сейма  может любой желающий, правда на дебаты приходится смотреть с высоты галереи, где размещаются гости. Зато хорошо всех видно и слышно.
Во время нашей экскурсии депутаты обсуждали «народный вопрос»: стоит ли сделать католический праздник «Три короля» выходным днем. Для того чтобы гражданская инициатива стала законодательной и попала на рассмотрение в сенат, необходимо было собрать не менее ста тысяч подписей. В Польше желающих продолжить рождественские каникулы оказалось в четыре раза больше. «Три короля» заставили выступающих проявить эмоции и ораторское искусство. Регламент речи – всего полторы минуты, затем начинает идти монотонный электронный сигнал. Но на него мало обращали внимания, посчитали и бюджет праздника, и причины, почему присутствовали не все законодатели и где они могут быть.
В качестве небольшого музейного экспоната, в сенате гостям показывают маршальские жезлы, с помощью которых на заседаниях поддерживали тишину. Увы, стучать приходилось так сильно, что до наших времен дошло всего несколько экземпляров.
В коридорах сейма – настоящий муравейник. Полон зал для пресс-конференций, сенаторы  разговорчивы и заинтересованы в собственной версии происходящего. Мы же спускаемся по лестнице с перилами в виде золотой змеи и выходим на улицы осенней Варшавы.  Кстати, специального значения вид «ядовитых» перил не имеет, зато, как рассказала гид, в народе актуальна польская поговорка: «Скупой человек змею в кармане держит». Так что как закончатся дебаты о «Трех королях», неизвестно.

О разном
…Солисты Мариинского театра, не изменив классической пластике, двигались под «Пинк Флойд». Периодически зал оперы взрывался аплодисментами, но в перерывах  общество не забыло о хлебе насущном и традиционно устремилось в буфет за шампанским по 100 и 200 злотых за бокал.  В тот же вечер в Королевском замке  дамы в кринолинах и господа во фраках собрались на бал аристократов. А за окнами покрывалась дождем осенняя Варшава.
Вырвавшись из столичных  заторов на пути домой мы остановились только в Сокулке. Как же проехать мимо гипермаркета «ТЕSCО». Большой магазин в поселке был построен недавно, говорят, прежде всего в расчете  на белорусов. Но подвела шенгенская зона. Покупатели здесь в основном местные, пока.

В музей, как на войну
Голоса участников Варшавского восстания времен Второй мировой звучат в музее каждый день. И не важно, что многих давно нет в живых. Снимите трубку старого черного телефона, и каждый расскажет вам свою историю…
В Беларуси Вторую мировую войну вспоминают, пожалуй, чаще, чем в Польше. А сколько музеев, сколько выставок ей посвящено. Но вот делать экспозицию не только скорбно-патриотичной, но и интересной нам еще учиться да учиться… Директор Гродненского государственного историко-археологического музея Юрий Китурко отметил, что сейчас поиском экспонатов активно занимаются сразу несколько райцентров. Жители смогут знакомиться с историей, не выезжая в большие города. Хотелось, чтобы, начиная музей с нуля, авторы формировали экспозицию с фантазией, а не шли по проторенной дорожке.
Восстание началось 1 августа 1944 года, охватило всю Варшаву и потерпело поражение 3 октября. Музей открыли к 60-й годовщине события. Разместился он в здании трамвайной электростанции неслучайно. Рядом с ней во время восстания развернулись ожесточенные бои. К тому же здание является памятником промышленной архитектуры (построено в 1904–08 годах). Над ним возвышается 32-метровая башня с символом Сражающейся Польши (напоминает якорь) на стене. Внутри находится панорамный лифт, а с видовой площадки взору открывается территория, охваченная тогда сопротивлением.
500 экспонатов и 1200 фотографий расположены на трех уровнях и занимают 3 тысячи квадратных метров. Есть и комната для детей – Зал маленького повстанца. Здесь не просто играют, а узнают историю. Даже мягкие медведи не современные, а стилизованные, как тогда, в 1944-м. Можно посмотреть представления детского повстанческого театра, переодеться в почтальона или санитарку, поставить на руку чернильную печать…
В центре экспозиции – монумент, пронзающий все три уровня. Это кусок стены, символизирующий «сердце» столицы. Приложив ухо, слышишь отголоски той Варшавы: свист пуль, молитвы, песни и разрывающиеся бомбы.
Атмосферу военного времени не нарушают умело размещенные интерактивные мониторы, своего рода энциклопедии, в которых можно выбрать и прочитать интересующую историческую справку. В похожих электронных витринах проносятся десятки кадров, показывающих зверские сцены расправы. Они смонтированы на высоких подставках параллельно полу – так, что доступны лишь взрослым.
Второй уровень показывает будничную жизнь. Одна из комнат переоборудована под костел, атрибуты богослужения сделаны из консервных банок… В кинозале показывают документальную хронику. Вместо мягких сидений – металлические трубы: повстанцам тоже не хватало комфорта.
На следующий этаж идем через подземный канал – так перемещались непокорные в оккупированной Варшаве. Вот и люк, через который можно выбраться из удушливого тоннеля наружу. Но кто-то из своих предусмотрительно оставил надпись «Немцы!» и нарисовал стрелку, указывающую вверх.
В залах не встретишь обычных для наших музеев фотокарточек девять на тринадцать. Разве производят они такое впечатление, как огромные портреты больше метра высотой? Какие же красивые девушки рисковали жизнью! И как жутко потом смотреть на их последние фотографии, сделанные немцами: в руках табличка с номером, а на лице… улыбка. Что это? Растерянность это или непокорность? Кто теперь узнает…