Узнай себя на портрете

Короли похожи на простых гродненцев Художник Владимир Качан не скрывает, что некоторые исторические персонажи с его портретов похожи на друзей и родственников.

Сложно себе представить, как выглядели известные гродненцы, скажем, в XII веке, если их изображения не дошли до наших дней. По словам Владимира Качана, порой руководством служат лишь несколько скупых строчек в летописи. Остальное приходится домысливать. Но в этом нет ничего предосудительного: точно так же историю в лицах воссоздавал знаменитый польский живописец Ян Матейко.  
В итоге Всеволодок приобрел черты гродненского художника Степана Янковского. «А королева Бона, говорят, похожа на мою супругу», – добавляет автор. Эти и другие портреты можно увидеть в Сенаторском зале Нового замка, где на днях открылась выставка «Вялікі Гарадзенскі Сабор другога тысячагоддзя: партэтная галерэя знакамітых гістарычных асоб XII–ХХ стагоддзяў». И не удивляйтесь, предупреждает Владимир Качан, если в ликах великих предков узнаете себя или знакомых. Вообще же в Гродно, считает он, живут очень красивые люди. Оно и понятно, ведь испокон веков при дворе собирали тех, кто отличался приятной наружностью.
Художник известен тем, что за последние десять лет воплотил в жизнь шесть исторических проектов, создав 158 полотен. Начал в конце 1990-х галереей гродненских правителей разных времен. Четырнадцать картин заказал тогда Гродненский горисполком, они украшают стены этого учреждения. Сегодня их можно увидеть в Новом замке, куда они перекочевали для участия в выставке. Потом последовали заказы к столетию Гродненской епархии и юбилею управления Нацбанка по Гродненской области. Но больше всего портретов написано для Гродненского государственного медицинского университета: шестьдесят три. (Выставка вместила всего треть от общего числа работ.)
При этом Владимир Качан стремится к объективности. То есть изображает не только положительных, но и неоднозначных персонажей: «Это не историческая доска почета», – говорит он. Например, губернатор Дмитрий Кошелев (XIX век) держит в руке рюмку. Он вошел в историю не только благодаря скандалу на таможне, но и веселому нраву. «А эту профессиональную убийцу кто нарисовал?» – вопрошали немцы, увидевшие однажды портрет Боны Сфорцы. «Вопрос законный, – соглашается художник. – Ведь она не только приучила гродненцев пользоваться ножом с вилкой и построила канализацию, но была известной на всю Европу отравительницей».