Пробейте, пожалуйста,

или Как оплатить проезд в переполненном транспортеБилеты в общественном транспорте давно уже стали «полными», недавно цена поднялась еще на 50 рублей. Город покупает новые троллейбусы и автобусы. А вот компостеры даже в них остаются старыми. Некоторые выглядят так, что к ним страшно даже притронуться. Кроме того, порой на весь салон работает только два несчастных «старика».

Как выяснилось, в соответствии с ГОСТом в троллейбусе компостеров должно быть шесть. Сколько их в автобусе, никто толком не помнит. Начальник отдела перевозок автобусного парка №1 Дмитрий Апанович утверждает, что по одному у каждой двери, и искренне удивляется, если кому-то этого не хватает.
Порой дотянуться до железной коробки у окна через сидящих пассажиров сложно. Как сообщил «Вечёрке» главный инженер Гродненского троллейбусного управления Виктор Дяго, устанавливать компостеры на поручнях не рекомендуется, так как при резком торможении пассажиры могут случайно получить травмы. Поэтому механизмы размещаются в наиболее безопасных местах – на бортах кузова.
Как и где поместить его в автобусе, решает центр управления производством парка. Автобусники стараются устанавливать их поближе ко входу и  на высоте среднего человеческого роста.
Среди двух с половиной тысяч дыроколов мы насчитали четыре модели. Самая популярная – металлический КП-74. Впервые их выпустили еще в 1974 году на Калининградском машиностроительном заводе. Теперь приобрести такие можно, только перекупив списанные в городах с более продвинутой системой оплаты проезда. Гродненские троллейбусники, например, покупают их в России и признают самыми удобными и надежными. В автобусах встречаются еще красные пластиковые компостеры, коричневые металлические «с язычком» и «гармошки». Каких они моделей и где изготовлены,  гродненские транспортники не помнят и стараются не приобретать.
Ломаются  они чаще из-за того, что люди бьют по ним изо всей силы или пытаются прокомпостировать сразу несколько талонов. Их ремонтируют своими силами механики.
Недавно автобусный парк №1 проводил эксперимент с «электронными» компостерами. К обыкновенному КП-74 мастера подсоединили проводок, чтобы водитель мог с помощью тумблера отключить систему. Как рассказал Дмитрий Апанович, этот способ оказался эффективным. Однако от него пришлось пока отказаться – электронные компостеры ломались чаще обычных. Люди, не зная, что водитель блокирует систему, продолжали бить по механизму, пока тот не выходил из строя. Автобусники планируют вернуться к этой системе, но теперь обязательно повесят в салоне предупреждающие таблички. В троллейбусном управлении эксперимент с электронной оплатой проезда только начался.